Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2539/2023 ~ М-1953/2023 от 01.06.2023

57RS0023-01-2023-002711-07

№2а-2539/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 года г.Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре Фоминой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-2539/23 по административному иску прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Северного района г.Орла обратился в суд с административным иском к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий.

В обоснование административного иска указано, что в соответствии с постановлением правительства Орловской области от 31.12.2013 № 482 срок проведения капитального ремонта многоквартирного дома № 16 по ул.Силикатной г.Орла был запланирован на 2021-2023 годы, затем безосновательно был перенесён на 2029 год.

Заключением УГЖИ Орловской области № 648Ж от 13.12.2022 было установлено, что в доме имеется деформация угла наружной стены подъезда № 1; разрушение штукатурки, увлажнение и расслоение кирпичной кладки цоколя; многочисленные разрушения наружных стен; выветривание раствора кирпичной кладки стен по периметру здания; наличие трещин в места примыкания наружных и внутренних стен, перекрытий на лестничных клетках подъездов, увлажнение нижней части наружных стен вследствие отсутствия (разрушения) горизонтальной гидроизоляции; полы в отдельных жилых помещениях первого этажа подъезда № 3 находятся ниже либо на уровне панировочной отметки (асфальтового покрытия) придомовой территории; размеры дверного проёма входа в подъезд № 3, а также уровень пола по отношению к уровню придомовой территории не обеспечивают удобство и безопасность передвижения жильцов дома; загнивание (местами) строительной системы крыши. Указанное заключение поступило в администрацию г.Орла 14.12.2022 года.

27.04.2023 года при обследовании дома прокуратурой района с участием специалиста УГЖИ был произведён осмотр дома, кроме указанного выше, был установлен прогиб, выпучивание и разрушение штукатурки потолков (чердачного перекрытия) в жилых помещения (квартиры № 11, 10), выявлено наличие уклонов, зыбкость деревянных полов в жилых помещениях (квартиры № 1, 2, 9).

На момент обращения в суд с настоящим иском администрацией г.Орла не принято решение о дальнейшем использовании помещений данного дома, сроках отселения лиц в случае признания дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимым проведения ремонтно-восстановительных работ, чем нарушаются права лиц, проживающих в указанном доме.

В связи с этим административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Орла, выразившееся в неприятии своевременных мер по проведению капитального ремонта указанного дома, приведшее к его аварийному состоянию (в 2023 году), просил обязать администрацию г. Орла принять решение о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, издать распоряжение о дальнейшем использовании помещений указанного дома, сроках отселения из него граждан.

В ходе судебного разбирательства прокурор Харламов А.Н. исковые требования поддерживал.

Представитель администрации г.Орла Митюшкина А.А. возражала относительно удовлетворения иска – указала, что постановлением администрации г.Орла от 28.07.2023 года № 3230 дом № 16 по ул.Силикатной г.Орла признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок до 30.12.2029 года.

В ходе рассмотрения дела были опрошены жильцы дома № 16 по ул.Силикатной г.Орла Балабанов С.Н., Удалова Е.В., Анохина Н.В., подтвердили аварийное состояние дома № 16 по ул.Силикатной г.Орла.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (ч.1, 2 ст.40).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый на основании указанных выше положений Конституции Российской Федерации, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации (преамбула).

В соответствии с подп.61 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В свою очередь, в силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу положений ч.6.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Из п.8.3 ст.13 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются ст.ст.166-191 ЖК РФ.

Согласно п.п.2, 3, 5 ч.1 ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч.6, 7 ст.168, 170, 172 ЖК РФ).

В развитие приведенных выше положений федерального законодательства принят Закон Орловской области от 23.06.2013 №1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области».

Согласно ч.2 ст.12 упомянутого Закона Орловской области очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: год проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 №482 утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее Постановление №482).

Срок реализации областной адресной программы определен 2014 - 2044 годы.

Многоквартирный жилой дом по адресу: г.Орел ул.Силикатная, д.16 включен в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на 2033-2035 годы.

Постановлением Правительства Орловской области от 17.08.2023 №588 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2024 - 2026 годах (далее Постановление №588).

Целями краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2024 - 2036 годах (далее краткосрочный план) являются конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

Постановлением № 588 установлено, что задачами региональной программы являются: создание благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; формирование эффективных механизмов контроля за техническим состоянием жилищного фонда; использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта.

Постановлением Правительства Орловской области от 17.08.2023 №588 утвержден список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2024 -2026 годах.

Многоквартирный жилой дом по адресу: г.Орел, ул. Силикатая.д.16 в Краткосрочный план реализации региональной программы на 2024 - 2026 годы не включен.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 25.04.2014 №96 (далее Порядок).

Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что при формировании краткосрочных планов очередность проведения капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком, определяется с учетом установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта и очередности следования таких многоквартирных домов в региональной программе.

Согласно пп.2 п.10.1 Порядка следует, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирные дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которых не наступили в соответствии с региональной программой, включаются в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы, при необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в соответствии с заявкой органа местного самоуправления.

Для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в п.10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов - при наличии обстоятельств, указанных в подп.2 п.10.1 настоящего Порядка.

К подтверждающим документам, указанным в настоящем подпункте, относятся: заключение органа государственного жилищного надзора, указывающее на необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; обращение управляющей организации, товарищества собственников жилья (при наличии) о невозможности устранения неисправностей крыши многоквартирного дома в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений; коллективное обращение жителей многоквартирного дома о неисправности крыши и наличии фактов попадания атмосферных осадков через кровлю в помещения этого дома; оригинал проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую. Проектная документация представляется органом местного самоуправления с прилагаемым заключением о достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также (при необходимости) заключением государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом (п.10.4 Порядка).

Из материалов дела следует и судом установлено, что по результатам обследования до № 16 по ул.Силикатной г.Орла заключением УГЖИ Орловской области № 648Ж от 13.12.2022 было установлено, что в доме имеется деформация угла наружной стены подъезда № 1; разрушение штукатурки, увлажнение и расслоение кирпичной кладки цоколя; многочисленные разрушения наружных стен; выветривание раствора кирпичной кладки стен по периметру здания; наличие трещин в места примыкания наружных и внутренних стен, перекрытий на лестничных клетках подъездов, увлажнение нижней части наружных стен вследствие отсутствия (разрушения) горизонтальной гидроизоляции; полы в отдельных жилых помещениях первого этажа подъезда № 3 находятся ниже либо на уровне панировочной отметки (асфальтового покрытия) придомовой территории; размеры дверного проёма входа в подъезд № 3, а также уровень пола по отношению к уровню придомовой территории не обеспечивают удобство и безопасность передвижения жильцов дома; загнивание (местами) строительной системы крыши. Указанное заключение поступило в администрацию г.Орла 14.12.2022 года.

27.04.2023 года при обследовании дома прокуратурой района с участием специалиста УГЖИ был произведён осмотр дома, кроме указанного выше, был установлен прогиб, выпучивание и разрушение штукатурки потолков (чердачного перекрытия) в жилых помещения (квартиры № 11, 10), выявлено наличие уклонов, зыбкость деревянных полов в жилых помещениях (квартиры № 1, 2, 9).

На момент обращения с настоящим иском в суд (01.06.2023 года) администрацией г.Орла не принято решение о дальнейшем использовании помещений данного дома, сроках отселения лиц в случае признания дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимым проведения ремонтно-восстановительных работ, чем нарушаются права лиц, проживающих в указанном доме. Данные обстоятельства представителем администрации г.орла не оспаривались.

Постановлением администрации г.Орла от 28.07.2023 года № 3230 дом № 16 по ул.Силикатной г.Орла признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения до 30.12.2029 года.

Суд обращает внимание, что в администрацию г. Орла обратились не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора. Мер, установленных Положением утверждённым постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, административным ответчиком принято не было.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, безусловно, свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией г. Орла возложенных на нее полномочий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подан административный иск.

При этом, с учетом возникновения и прекращения семейных отношений между собственниками (нанимателями) жилых помещений и лицами, вселенными (вселяемыми) в них в качестве членов семьи, осуществления сделок по отчуждению жилых помещений их собственниками, приобретению права собственности на жилые помещения в порядке наследования, заключению и прекращению договоров найма жилых помещений в многоквартирном жилом доме, круг участников данных правоотношений возможно признать неопределенным. Кроме того, круг лиц, для которых ненадлежащее состояние многоквартирного дома может представлять опасность, не ограничен лицами, проживающими в таком доме.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В связи с чем, учитывая, что факт противоправного бездействия администрации г.Орла находит подтверждение, однако, вопрос о дальнейшем использовании помещений данного жилого дома разрешён в ходе рассмотрения дела – постановлением администрации г.Орла от 28.07.2023 года № 3230 данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, исковые требования судом удовлетворяются, при этом требование об обязании администрации г.Орла принять решение о дальнейшей судьбе дома признаётся судом на момент окончания рассмотрения настоящего дела исполненным.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ № 16 ░░ ░░.░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 16 ░░ ░░.░░░░░░░░░░ ░.░░░░. ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

    

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.07.2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2539/2023 ~ М-1953/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рудников Юрий Алексеевич
Пронина Оксана Николаевна
Солтанович Ольга Николаевна
Евдакова Виктория Григорьевна
Карлова Ирина Викторвна
Басов Игорь Николаевич
Овсянников Алексей Васильевич
Евдакова Мария Владимировна
Чистякова Оксана Вениаминовна
Мартынова Ольга Юрьевна
Балабанова Галина Сергеевна
Володина Елена Викторовна
Удалова Елена Викторовна
Черкасова Оксана Леонидовна
Кочевых Лариса Александровна
прокуратура Северного района г. Орла
Иванова Светлана Сергеевна
Анохина Наталья Вячеславовна
Гришина Клавдия Алексеевна
Ответчики
администрация г. Орла
Другие
ООО «УК Орбита»
МКУ Жилищное управление г. Орла
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области
НО "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Михеева Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
01.06.2023Регистрация административного искового заявления
02.06.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Подготовка дела (собеседование)
19.06.2023Рассмотрение дела начато с начала
28.06.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
03.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее