Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-845/2024 ~ М-373/2024 от 05.03.2024

УИД:66RS0011-01-2024-000534-78

№ 2а-845/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          г. Каменск-Уральский                                                               19 июня 2024 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Безукладниковой М.И.,

при секретаре судебного заседания Ивакиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление

Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области

к

Овчинникову А.А.

о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 22 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Овчинникову А.А. о взыскании обязательных платежей.

В административном исковом заявлении Межрайонная ИФНС России № 22 по Свердловской области просит взыскать с административного ответчика в бюджет

пени в размере 24 086 рублей 11 копеек по состоянию на 16.10.2023.

Представитель административного истца в судебное заседание не явилась.

Административный ответчик Овчинников А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, просит снизить размер пеней. Суду пояснил, что задолженность сформировалась, когда он фактически перестал работать. Ему нужно было ухаживать за матерью. В настоящее время его состояние здоровья не позволяет работать. Доходов у него недостаточно для погашения задолженности, налоги погасить ему помог сын.

      Заслушав административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что Овчинников А.А. с 09.10.2012 с 19.07.2022 являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 61).

С 07.06.2004 по 19.07.2022 административный ответчик являлся собственником здания по адресу: <адрес> (л.д. 62).

С 01.01.1995 административный ответчик Овчинников А.А. является собственником жилого помещения квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 23).

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставка налога на имущество физических лиц установлена Решением Каменск-Уральской городской Думы от 26.11.2014 № 365 «Об установлении на территории муниципального образования город Каменск-Уральский налога на имущество физических лиц».

При таких обстоятельствах Овчинников А.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом было направлено в адрес Овчинникова А.А. налоговое уведомление № от 01.09.2022, посредством личного кабинета налогоплательщика (л.д. 26).

В силу части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае неисполнения обязанности по уплате налогов, сборов в установленный законом срок, в силу положений статей 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен выплатить пени.

При этом уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Обязанность по уплате налога Овчинникова А.А. не исполнил, в связи с чем, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом на сумму задолженности были начислены пени в размере 24 086 рублей 11 копеек по состоянию на 16.10.2023, они насчитаны в связи с неуплатой налогоплательщиком следующих начислений:

- страховые взносы на ОПС за 2017 в размере 23 400 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 6 681 рубль 21 копейку в период с 25.01.2019 по 31.12.2022),

- страховые взносы на ОПС за 2018 года в размере 6 065 рублей 39 копеек (начислены пени в размере 3 828 рублей 37 копеек в период с 25.01.2019 по 31.12.2022),

- страховые взносы на ОМС за 2017 года в размере 4 590 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 1 356 рублей 79 копеек в период с 25.01.2019 по 31.12.2022),

- страховые взносы на ОМС за 2018 года в размере 1 334 рубля 41 копейка (начислены пени в размере 801 рубль 14 копеек в период с 25.01.2019 по 31.12.2022),

- налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (начислены пени в размере 341 рубль 64 копейки в период с 02.01.2018 по 31.12.2022),

- земельный налог за 2017 года в размере 7 893 рубля 00 копеек (начислены пени в размере 2 100 рублей 06 копеек в период с 04.12.2018 по 31.03.2022),

- земельный налог за 2018 год в размере 7 893 рубля 00 копеек (начислены пени в размере 1 388 рублей 51 копейка в период с 03.12.2019 по 31.03.2022),

- земельный налог за 2019 в размере 7 893 рубля 00 копеек (начислены пени в размере 887 рублей 05 копеек в период с 02.12.2020 по 31.03.2022),

- земельный налог за 2020 года в размере 7 893 рубля 00 копеек (начислены пени в размере 364 рубля 13 копеек в период с 02.12.2021 по 31.03.2022),

- земельный налог за 2021 года в размере 3 613 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 23 рубля 36 копеек в период с 02.12.2022 по 31.12.2022),

- транспортный налог за 2017 год в размере 901 рубль 00 копеек (начислены пени в размере 240 рублей 40 копеек в период с 04.12.2018 по 31.12.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2017 года в размере 14 438 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 3 852 рубля 27 копеек в период с 04.12.2018 по 31.12.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2018 года в размер 2 510 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 115 рублей 81 копейку в период с 02.12.2021 по 31.03.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2 510 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 115 рублей 81 копейку в период с 02.12.2021 по 31.03.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 654 рубля 00 копеек (начислены пени в размер 30 рублей 17 копеек в период с 02.12.2021 по 31.03.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2021 года в размере 3 268 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 24 рубля 51 копейка в период с 02.12.2022 по 31.12.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 740 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 34 рубля 30 копеек в период с 02.12.2020 по 31.03.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2020 года в размере 865 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 39 рублей 89 копеек в период с 02.12.2021 по 31.03.2022),

- налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 990 рублей 00 копеек (начислены пени в размере 4 рубля 86 копеек в период с 02.12.2022 по 31.12.2022).

Доводы административного ответчика о снижении размера предъявленных ко взысканию пеней в связи с явной несоразмерностью размера пени последствиям нарушения обязательства не могут быть учтены при начислении пени.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Спорные правоотношения вытекают из налогового законодательства, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, статья 333, на которую ссылается административный ответчик, предусматривающая возможность уменьшения неустойки в случае ее несоразмерности последствиям нарушения гражданско-правового обязательства, к спорным правоотношениям неприменима.

Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности уменьшения размера начисленных налогоплательщику пеней.

Суммы налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени административным ответчиком не оспорены.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодексам Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В силу части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок ведения личного кабинета), пунктом 9 которого предусмотрено, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица.

В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В рассматриваемом случае, 25.12.2015 года Овчинников А.А. был зарегистрирован в сервисе личный кабинет налогоплательщика (л.д. 28).

Инспекцией в материалы дела представлены снимки экрана (скриншот) с изображением страницы личного кабинета налогоплательщика Овчинникова А.А., из которого следует, что требования размещены в личном кабинете налогоплательщика и им получены (л.д. 27).

Требования об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного налога было направлено ответчику в личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается скриншотами страниц личного кабинета налогоплательщика.

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

Таким образом, процедура принудительного взыскания недоимки по налогу и задолженности по пени проходит несколько взаимосвязанных этапов и наличие правовых оснований для взыскания недоимки и пени напрямую зависит от исполнения самим налоговым органом обязанности по правильному расчету налога и направлению налогового уведомления, соответствующего установленной законом форме, поскольку иное лишает налогоплательщика возможности правильно исполнить налоговую обязанность. Нормы процессуального законодательства позволяют налоговым органам в ходе судебного разбирательства увеличить размер заявленных требований в части взыскания пени в тех случаях, когда в состав направленного налоговым органом требования были включены пени и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком по неуважительным причинам.

При таком положении у суда отсутствуют основания для отказа истцу в удовлетворении требования о взыскании суммы пени.

     Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Анализ приведенных положений закона свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество Овчинникова А.А., указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал по требованию № со сроком уплаты до 26 июля 2023 года.

2 ноября 2023 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, судебный приказ был вынесен 10 ноября 2023 года, определением судьи от 2 февраля 2024 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика (л.д. 21).

Исходя из положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением истекал 2 августа 2024 года, в суд административный истец обратился 5 марта 2024 года, то есть с соблюдением установленного законом срока.

Суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюден срок направления административного искового заявления в суд.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно статье 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с Овчиннникова А.А. подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░:

- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.10.2023 ░ ░░░░░░░ 24 086 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 11 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 922 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 58 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░:                              ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-845/2024 ~ М-373/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИФНС России №22 по СО
Ответчики
Овчинников Алексей Александрович
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Безукладникова Марина Ивановна
Дело на сайте суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
05.03.2024Регистрация административного искового заявления
05.03.2024Передача материалов судье
07.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее