производство № 2а-275/2023
УИД 75RS0014-01-2023-000365-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2023 года с.Красный Чикой
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Добкевич Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главы Администрации муниципального района «Красночикойский район» Е.А.Гостева к <адрес>ному отделу судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительного сбора по постановлению от 01.03.2021г. к исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации муниципального района «Красночикойский район» Е.А.Гостев обратился в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что Красночикойским районным судом 27.11.2019 года вынесено решении по делу № по иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального района «<адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения в закону силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов с координатами №; площадью около 2,3 га. и объемом около 3900 м3; в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>; в течение мая 2020 года оборудовать ограничение бордюром и зелеными насаждениями (кустарники) контейнерные площадки по адресам: <адрес> Б; <адрес> Д; <адрес> Г; <адрес>А.
Постановлением судебного пристава от 25.02.2020г. возбуждено исполнительное производство № по делу №
ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП административным ответчиком было вынесено Постановление, о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в связи с неисполнением административным истцом в установленный срок исполнительного документа.
Исполнить решение суда в установленные судом сроки не представлялось возможным, поскольку в бюджете муниципального района на 2020 финансовый год отсутствовали финансовые средства на указанные цели.
В связи с чем, администрацией муниципального района неоднократно направлялась информация в адрес Губернатора Забайкальского края, председателя Правительства Забайкальского края, а также Министерства природных ресурсов Забайкальского края об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципального района «Красночикойский район» и необходимости получения средств субсидии из бюджета Забайкальского края на ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.
Несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с координатами №; площадью около 2,3 га. и объемом около 3900 м3 ликвидирована, о чем свидетельствует акт приёмки выполненных работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории сельского поселения «Красночикойское» муниципального района «Красночикойского района» от 20.10.2020г.
Решение суда в части разработки и утверждения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Красночикойском районе исполнено, постановлением администрации муниципального района «Красночикойский район» № от 02.03.2020 года утверждены реестр и схема мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального района «Красночикойский район».
Также администрацией муниципального района «Красночикойский район» 31.05.2021г. был заключен муниципальный контракт № с ООО «Дорожное строительство» на выполнение работ по ремонту контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 30.06.2021г. работы были выполнены в полном объеме. Согласно платежному поручению № от 29.07.2021г. администрация муниципального района «Красночикойский район» произвела оплату за ремонт площадок по МК№.
Полагает, что администрацией муниципального района «Красночикойский район» требования Красночикойского районного суда по ликвидации несанкционированной свалке твердых коммунальных отходов с координатами №; площадью около 2,3 га. и объемом около 3900 м3; разработке и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Красночикойском районе: оборудования ограждениями с трех сторон высотой не менее 1 метра контейнерные площадки по адресам: <адрес> выполнены в полном объеме.
Учитывая своевременно принятые все возможные и необходимые меры, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, частичное исполнение решения суда и требований исполнительного документа, руководствуясь ст. 112, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 124 - 126, 218 - 220, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 01.03.2021 года к и/п №-ИП.
Представитель Административного истца Муниципального района «Красночикойский район» И.В. Никифорова в судебном заседании подтвердила обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, полагает, что имеются основания для освобождения Администрации МР «Красночикойский район» от исполнительского сбора.
Административные ответчики: заместитель старшего судебного пристава Красночикойского РО СП УФССП России по Забайкальскому краю Малецкая О.Н.; Красночикойское РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неучастия в судебном заседании не сообщили, возражений не представили.
Старший помощник прокурора Красночикойского Стрелков Е.Н. не возражал против освобождения административного истца от исполнительского сбора.
В соответствии с ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 74 названного постановления, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Красночикойского районного суда от 27.11.2019г. по административному делу №, постановлено: обязать Администрацию сельского поселения «Красночикойское», Администрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов с координатами №, площадью около 2,3 га и объемом около 3 900 м3….
Обязать Администрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить схемы размещения мест (площадок) накопления коммунальных отходов и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Красночикойском районе.
Обязать Администрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение мая 2020 года оборудовать ограничение бордюром и зелеными насаждениями (кустарники) контейнерные площадки по адресам: <адрес>.
Решение вступило в законную силу 31.12.2019г.
На основании исполнительного листа ФС №, выданным Красночикойским районным судом 14.01.2020г. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
01.03.2021 года начальник отделения-заместитель старшего судебного пристава Красночикойское РО СП УФССП России по Забайкальскому краю О.Н.Малецкая, установив, что по исполнительному производству №-ИП, возбужденному в отношении МР «<адрес>», исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, вынесла в отношении должника постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с административного истца надлежит взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установив должнику новый срок для исполнения до 30.04.2021г.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о взыскании исполнительского сбора от 01.03.2021г. №-ИП, сторонами по делу не оспаривается.
Определением Красночикойского районного суда от 13.10.2022г. изменен способ исполнения решения суда от 27.11.2019г. в части: «оборудовать ограничение бордюром и (слепыми насаждениями (кустарниками) контейнерные площадки по адресам: <адрес> на следующий: «оборудовать ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра контейнерные площадки по адресам: <адрес>
В связи с отсутствием в бюджете района, административный истец неоднократно обращался адрес Губернатора Забайкальского края, председателя Правительства Забайкальского края, а также Министерства природных ресурсов Забайкальского края об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципального района «Красночикойский » и необходимости получения средств субсидии из бюджета Забайкальского края на ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, что подтверждается письмами № от 24.12.2019г., № от 13.02.2020г., № от 21.02.2020г., № от 12.03.2020г., № от 18.03.2020г.
Согласно Акту от 20.10.2020г. несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с координатами №; площадью около 2,3 га. и объемом около 3900 м3 ликвидирована.
Постановлением № от 02.03.2020г. утвержден реестр и схема мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов на территории МР «Красночикойский район».
31.05.2021г. администрацией муниципального района «Красночикойский район» заключен муниципальный контракт № с ООО «Дорожное строительство» на выполнение работ по ремонту контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 30.06.2021г. работы выполнены в полном объеме, платежным поручением № от 29.07.2021г. администрацией муниципального района «Красночикойский район» произведена оплату за ремонт площадок по МК№ 4459-2021.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, о том, что Администрацией МР «Красночикойский район» приняты все возможные меры для исполнения требований исполнительного листа ФС №, выданным Красночикойским районным судом, по решению Красночикойского районного суда от 27.11.2019 года по гражданскому делу 2а-266/2019, и как следствие, об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного их исполнения.
Таким образом, административные исковые требования Администрации муниципального района «Красночикойский район» об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179 - 180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 01.03.2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░