Дело № 2а-678/2024
76RS0008-01-2024-000752-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2024 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Быковой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.о. г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Переславский районный суд Ярославской области с административным иском к администрации городского округа город Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского», просит обязать ответчиков оборудовать ограждением контейнерную площадку по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, д.Брынчаги, ул. М.И. Кошкина, около д.1, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования обоснованы нормами Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Администрацией городского округа сформирован реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов размещен на официальном сайте администрации городского округа. В данный реестр включена контейнерная площадка по указанному выше адресу. В ходе осмотра указанной контейнерной площадки установлено, что на ней расположены три металлических контейнера для сбора мусора. Вместе с тем, у контейнерной площадки отсутствует ограждение. Указанные факты являются нарушением требований ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 3 «СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3. В августе 2019г. межрайонной прокуратурой проводилась проверка в отношении административного городского округа город Переславль-Залесский, в ходе которой установлено, что на территории округа имеется большое количество контейнерных площадок, необустроенных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. По результатам проверки межрайонной прокуратурой 02.09.2019г. главе округа внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего времени рассматриваемая контейнерная площадка не обустроена, что провоцирует попадание токсичных отходов, а так же продуктов гноения и брожения в почву, подземные воды, способствует загрязнению окружающей среды. Тем самым ответчиками допущены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании старший помощник Переславского межрайонного прокурора Павлова Е.Н. требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Просила суд установить срок для исполнения решения суда один год, поскольку он является разумным, удовлетворить требования в части обоих ответчиков, поскольку администрация выделяет денежные средства на проведения этих работ, у учреждения своих денежных средств нет.
Представитель административного ответчика администрации городского округа город Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, уведомлен судом надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил в суд письменный отзыв, в котором сообщал суду о том, что поскольку создано специальное учреждение (МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславль-Залесский»), которое и обязано по Уставу выполнять указанные прокурором требования, то администрация городского округа город Переславль-Залесский является по делу ненадлежащим ответчиком, просил суд увеличить срок для исполнения решения суда с одного года до двух лет.
Представитель административного ответчика МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславль-Залесский» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, заявлений и ходатайств в адрес суда не направил.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела. Обязанность доказывать факт нарушения прав, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п.1 части 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое бездействие носит длящийся характер, суд приходит к выводу, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением, административным истцом не пропущен.
Проверяя в соответствии с ч.8, п.п.3, 4 ч.9 ст. 226 КАС РФ законность оспариваемых решений, действий, бездействий, полномочия административных ответчиков на принятие решений и совершение действий, порядок и основания принятия, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды - деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Помимо этого, органы местного самоуправления должны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО создание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела установлено, что в марте 2024г. межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о твердых бытовых отходах и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории городского округа город Переславль-Залесский с выездом по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, д.Брынчаги, ул. М.И. Кошкина, около д.1, месту расположения контейнерной площадки, включенной в реестр мест для накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно справке от 22.03.2024г., на площадке по указанному адресу расположены три металлических контейнера для сбора мусора, ограждение у площадки отсутствует (справка л.д. 17. фото л.д. 18).
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 указанной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Пунктом 3 СанПиН 2.1.36HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=4F9EFCBF8A686AF23AC4C8B8BED3806D27987014C4AC927A4AC573A3DF19DEB3331E375B9B8E03C7905D87861F427A0D942D753E24A8C16963sDH"84-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании не оспаривается, что контейнерная площадка по указанному адресу такого покрытия не имеет, что свидетельствует о нарушении ответчиками требований Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21. Отсутствие надлежащим образом оборудованной контейнерной площадки по адресу Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, около домов 45 и 47, может привести к загрязнению окружающей среды. Бездействие ответчиков по непринятию мер, направленных на выполнение требований законодательства, нарушают гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя администрации городского округа город Переславль-Залесский относительно того, что администрация городского округа город Переславль-Залесский является по делу ненадлежащим ответчиком, суд находит неубедительными, поскольку установлено, что МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславль-Залесский» исполняет мероприятия по обустройству контейнерных площадок на территории городского округа в пределах, доведенных администрацией лимитов бюджетных ассигнований по указанной статье расходов на текущий календарный год, собственных денежных средств для исполнения возложенных на учреждение обязанностей учреждение не имеет, денежные средства для обустройства спорной контейнерной площадки МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславль-Залесский» не предоставлялись администрацией, следовательно, как главный распределитель бюджетных ассигнований администрация является надлежащим субъектом по исполнению заявленных прокурором требований совместно с МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславль-Залесский». Обратное не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме к обоим административным ответчикам.
Процессуальный административный истец просит установить срок исполнения решения суда административными ответчиками – в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения суда, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ (░░░░ 1027601048727, ░░░ 7608004065), ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░» (░░░░ 1107608000653, ░░░ 7608017233) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░, ░░. ░.░. ░░░░░░░, ░░░░░ ░.1, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2024░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░