Мотивированный текст решения составлен 13.06.2023.
Дело №2а-1713/2023
УИД: 66RS0044-01-2023-001558-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Первоуральск 29 мая 2023 года
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гайдукова Г.В.,
при секретаре судебного заседания Мохиревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство по урегулированию споров» к судебному приставу-исполнителю Первоуральского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Коцюбе Александру Сергеевичу, начальнику Первоуральского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области старшему судебному приставу Цыплакову Игорю Анатольевичу, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
ООО «Агентство по урегулированию споров» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Первоуральского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Коцюбе А.С., ГУФССП России по Свердловской области о признании незаконными бездействия, выразившихся в отказе объявления исполнительного розыска автотранспортных средств должника в рамках исполнительного производства № 249712/22/66043-ИП от 12.02.2019, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя объявить имущество должника – автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты>.р., государственный регистрационный знак №, вынести постановление об объявлении исполнительного розыска имущества должника, предоставить взыскателю копию постановления об объявлении исполнительного розыска имущества должника.
В обоснование заявленных требований указано, что в Первоуральском РОСП ГУФССП России по Свердловской области находится на исполнении исполнительное производство № 249712/22/66043-ИП от 12.02.2019, возбужденное на основании исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № 2 Первоуральского судебного района Свердловской области о взыскании с Дятловой Н.В. кредитной задолженности. Согласно сведениям из ГИБДД МВД России на должника зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак №. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении указанного автомобиля.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил заявление о совершении исполнительных действий в отношении автомобиля, направлении запроса в информационную систему о передвижении ТС, выходе в адрес должника с целью проверки фактического проживания и нахождения на придомовой территории ТС, в случае его фактического установления, наложить арест и составить акт описи, предоставить взыскателю ответ по результатам проведения мероприятий по установлению автомобиля. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление было получено постановление об удовлетворении заявления, однако до настоящего времени взыскатель не получил ответ по результатам мероприятий по установлению ТС должника.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил заявление о предоставлении информации о совершении исполнительских действий по установлению ТС должника. ДД.ММ.ГГГГ взыскатель получил постановление об удовлетворении заявления, однако до настоящего времени информация не получена.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил заявление о наложении ареста на ТС должника, составлении акта описи (ареста) ТС должника, предоставлении взыскателю копии акта описи (ареста) ТС. ДД.ММ.ГГГГ взыскателем получено постановление об удовлетворении заявления.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил заявление об объявлении автомобиля должника в исполнительный розыск, о вынесении постановления об объявлении исполнительного розыска имущества должника, предоставлении взыскателю постановление об объявлении исполнительного розыска имущества должника. ДД.ММ.ГГГГ в адрес взыскателя поступило уведомление о том, что заявление о розыске должника, его имущества или розыске ребенка не может быть рассмотрено, так как для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, а на основании указанных в нем сведений подтвердить их невозможно.
Взыскатель считает, что все ответы судебного пристава-исполнителя носят формальный характер, совершаемые исполнительные действия судебным приставом-исполнителем не приводят к исполнению должником требований исполнительного документа. Считая свои права нарушенным, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник Первоуральского РОСП ГУФССП России по Свердловской области старший судебный пристав Цыплаков И.А.
Административный истец ООО «Агентство по урегулированию споров» в судебное заседание своего представителя не направил, о проведении судебного заседания извещен надлежащим образом, просил административное исковое заявление рассмотреть в отсутствие его представителя.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Первоуральского РОСП ГУФССП России по Свердловской области Коцюба А.С., начальник Первоуральского РОСП ГУФССП России по Свердловской области старший судебный пристав Цыплаков И.А., представитель административного ответчика ГУФССП России по Свердловской области, заинтересованное лицо Дятлова Н.В. в судебное заседание не явились, о проведении судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства и определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дел, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьями 1, 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать представленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Предметом рассмотрения по настоящему делу являются бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в отказе объявления исполнительного розыска автотранспортных средств должника в рамках исполнительного производства №249712/22/66043-ИП от 12.02.2019
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Первоуральского РОСП ГУФССП России по Свердловской области на основании исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком №2 Первоуральского судебного района Свердловской области, 12.02.2019 возбуждено исполнительное производство №249712/22/66043-ИП о взыскании с должника Дятловой Н.В. задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере <данные изъяты>
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена взыскателя с <данные изъяты> на ООО «Агентство по регулированию споров».
Как следует из сводки по исполнительному производству №249712/22/66043-ИП в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлялись запросы в регистрирующие органы (ФНС России, Росреестр, ГИБДД МВД России, ФМС, ПФР), а также в банки. Также судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В рамках исполнительного производства с должника взысканы денежные средства в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя поступала информация, что в собственности должника Дятловой Н.В. имеется транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.
Из материалов дела, а также из сводки по исполнительному производству следует, что взыскатель неоднократно обращался к судебному приставу-исполнителю с целью побуждения совершить исполнительные действия в отношении автомобиля <данные изъяты>в., государственный регистрационный знак №
В ответ на заявления судебным приставом-исполнителем выносились постановления об удовлетворении заявлений, однако каких-либо действий на совершение исполнительских действий в отношении автомобиля, в том числе его установления, кроме наложения запрета на совершение регистрационных действий, судебным приставом-исполнителем не принимались.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель направил заявление об объявлении автомобиля должника в исполнительный розыск, о вынесении постановления об объявлении исполнительного розыска имущества должника, предоставлении взыскателю постановление об объявлении исполнительного розыска имущества должника.
Сводка по исполнительному производству не содержит сведений о рассмотрении данного заявления.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) следует, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей может выражаться, в том числе в не совершении каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Исполнительными действиями согласно статьи 64 Закона об исполнительном производстве являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа производить розыск должника, его имущества. Исполнительный розыск объявляется в силу статьи 65 Закона об исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по заявлению взыскателя, при условии, что совершенные судебным приставом-исполнителем иные исполнительные действия, предусмотренные Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве в случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
Согласно части 5 статьи 65 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника; должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей; имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.
Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска (часть 6 статьи 65).
Под исполнительным розыском должника, его имущества понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные настоящей статьей исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника (часть 1.1 ст. 65 Закона об исполнительном производстве).
Из приведенных норм Закона об исполнительном производстве следует, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для не рассмотрения заявления взыскателя об объявлении розыска имущества должника, а также не объявления исполнительного розыска транспортного средства должника. Каких-либо иных мер по установлению местонахождения транспортного средства должника, до момента подачи взыскателем заявления об объявлении розыска, не предпринималось, тогда как исполнительный документ содержал требования имущественного характера в сумме, превышающей 10 000 рублей и должник Дятлова Н.В. от исполнения требования исполнительного документа в добровольном порядке уклонялась.
При таких обстоятельствах, судебный пристав-исполнитель в силу прямого указания в части 5 статьи 65 Закона об исполнительном производстве обязан при наличии соответствующего обращения взыскателя объявить розыск имущества должника.
Суд приходит к выводу, что неисполнение требований исполнительного документа в разумный срок свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя, в связи с чем считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на должностных лиц по устранению допущенных нарушенных прав административного истца в течение одного месяца со дня вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №249712/22/66043-░░ ░░ 12.02.2019.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░