УИД 75RS0021-01-2024-000380-76
Административное дело №2а-281/2024 Категория дела 3.172
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2024 года
село Улёты Улётовского района Забайкальского края
Улётовский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Крюковой О.Н.,
при секретаре Рябоконь Н.К.,
с участием заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная Дидигов А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная о признании информации, размещенной на странице сайта с URL-адресом данные изъяты информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд, ссылаясь на следующее.
Военной прокуратурой гарнизона Дровяная в ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом: данные изъяты выявлена информация о способах покупки справки для военкомата об обучении в высшем учебном заведении является свободным для доступа неограниченного круга лиц. Установить владельцев сайта, а также лиц, разместивших информацию, не представилось возможным. Сайт содержит предложение о покупке за данные изъяты рублей гражданам Российской Федерации справки для военкомата об обучении в высшем учебном заведении (без фактического прохождения гражданами обучения в учебном заведении, требуется только указание фамилии, имени и отчества гражданина, даты его рождения, наименование учебного заведения, специальности, периода обучения, курса, формы обучения, дат начала и окончания сессии, выдачи справки-вызова, а также адрес доставки). Исходя из перечисленного можно сделать вывод о возможных коррупционных отношениях автора, сотрудников учебного заведения и потенциального клиента или незаконных действий третьих лиц по производству фиктивных документов. Кроме того, продавец оказывает услуги по изготовлению дипломов образовательных учреждений, справок для военкоматов, а также иных документов. Нормы закона свидетельствуют о наличии права выдачи справок об обучении в высшем учебном заведении исключительно у учебных заведений, в которых гражданин проходит обучение. Таким образом, информация на указанном интернет-сайте побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые статьями 19.23 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность. Реализация данной информации, помимо прочего, позволяет вопреки положениям законов, получать без наличия на то законных оснований справки об обучении граждан Российской Федерации в высшем учебном заведении, а также способствует незаконному освобождению от призыва на военную службу путем подлога данных справок в военный комиссариат, тем самым нарушая интересы государства. Данные незаконные действия граждан, предъявивших поддельную справку в военный комиссариат, образуют состав преступления, предусмотренного ст.328 Уголовного кодекса Российской Федерации. Просил:
-признать информацию о продаже справок, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещённую на интернет-сайте по сетевому адресу данные изъяты запрещенной к распространению на территории Российской Федерации;
-включить доменное имя сайта с URL-адресом данные изъяты в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
-копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (672027, адрес).
В судебном заседании административный истец – заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная Дидигов А.И. заявленные административные исковые требования поддержал, суду дал пояснения, согласующиеся с содержанием административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, позиции относительно заявленных административных исковых требований суду не представил.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю на основании доверенности ФИО4, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором пояснила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация, обозначенная в административном исковом заявлении на странице сайта в сети «Интернет» данные изъяты, недоступна.
Согласно п.6 ст.45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с п.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о возможности явки в судебное заседание и причинах неявки; если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, изучив представленные документы, приходит к выводу, что административное исковое заявление законно, обоснованно, доказано материалами дела и подлежит удовлетворению. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.1 ст.10, п.1 ч.1 ст.10.2 Федерального закона №149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, не допускается использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также для распространения материалов, пропагандирующих порнографию и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Статьей 5 Федерального закона №273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со ст.59 Федерального закона №273-ФЗ государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена.
Кроме того, приказом Минпросвещения России №, Рособрнадзора № и № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Из статьи 60 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Частью 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР являются преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку изготовление или сбыт поддельных документов, государственные наград, штампов, печатей и бланков.
Таким образом, продажа аттестатов, дипломов и иных документов об образовании (в том числе, о неоконченном образовании) прямо запрещена законом.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что выдача дипломов, аттестатов, справок о прохождении обучения в высшем учебном заведении возможна образовательным учреждением, прошедшим государственную аккредитацию, только после прохождения соответствующего обучения, либо в процессе получения образования.
Положения статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О воинской обязанности и военной службе» определена категория лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, и лиц, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 2 указанной статьи право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в: образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Также право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования; восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается; обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки.
Статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.2 ФЗ №149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Судом установлено, что военной прокуратурой гарнизона Дровяная в ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом: данные изъяты, на котором в свободном доступе имеется информация о способах покупки справки для военкомата об обучении в высшем учебном заведении.
Интернет-сайт данные изъяты не является официальным сайтом Министерства обороны Российской Федерации, а равно его структурных подразделений, военных комиссариатов. Информация, содержащаяся на указанном сайте, уполномоченными лицами Минобороны России не размещается и носит противоправный характер.
Данная информация доступна неограниченному кругу лиц, вход на указанный сайт и просмотры размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, также отсутствуют ограничения на передачу, копирование и распространение.
Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград, подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков запрещены, за данные деяния предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Свободный доступ к интернет-странице, размещенной по адресу данные изъяты облегчает способ уйти от ответственности гражданам, уклоняющимся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, способствует совершению преступлений и иных правонарушений.
Распространение информации о продаже дипломов, аттестатов и других документов без прохождения обучения влечет уголовную ответственность, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу жизни и здоровья граждан, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере образования, негативно сказывается на нравственном развитии детей и молодежи, подрывает авторитет государственной власти; кроме того, позволяет получить незаконное освобождение от призыва на военную службу путем подлога, тем самым нарушая интересы государства.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя, в связи с чем целесообразно ее применение к данному спору.
То есть информация, размещенная на сайте с URL-адресом данные изъяты подлежит включению в ЕАИС «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», однако сделать это невозможно кроме как в судебном порядке, так как информация, содержащаяся на интернет-сайте данные изъяты не входит в перечень оснований, определенный п.5 ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Пунктом 2 ч.5 ст.15.1 указанного выше Федерального закона установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Сведения о лице, разместившем данную информацию на указанном сайте, отсутствует.
По общему правилу под административными ответчиками – лицами, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено понимаются владельцы сайтов в сети «Интернет», на которых размещена данная информация. С учетом содержания с способа размещения информации в качестве административных ответчиков к участию в административном деле могут быть привлечены иные лица, разместившие соответствующую информацию, или лица, являющиеся ее авторами. Лица, которые с использованием автоматических средств или иным образом лишь предоставляют доступ, передают, хранят информацию других лиц в сети «Интернет», не влияя на ее содержание по общему правилу не привлекаются к участию в административном деле.
Пунктом 1 части 2 статьи 265.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность при установлении лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, указать сведения о нем, предусмотренные п. 3 части 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако в случае, если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено, то в соответствии с частью 1 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерацииадминистративное дело рассматривается без участия административного ответчика.
Оценивая изложенные выше обстоятельства в совокупности, учитывая законодательно установленный запрет на использование средств массовой информации, в том числе сети «Интернет», в целях распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц и во исполнение действующего законодательства, суд полагает, что доступ к информации, размещенной на интернет-ресурсе с URL-адресом данные изъяты следует ограничить, для чего признать содержащуюся на нем информацию запрещенной к распространению и подлежащей внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение о признании размещенной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации является основанием для включения интернет-ресурса с URL-адресом данные изъяты в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании части 3 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Согласно п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Роскомнадзор осуществляет создание, формирование единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Суд приходит к выводу, что административные исковые требования заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная подлежат удовлетворению в полном объёме.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной в соответствии с положениями ч.4 ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░ URL-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ URL-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ URL-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░.188, ░.4 ░░.265.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 298 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░