УИД 10RS0011-01-2021-021407-18
(№ 2а-2740/2022)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 апреля 2022 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Булах О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимовой И. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности по совершению действий,
установил:
Максимова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что она, являясь многодетной матерью троих детей, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях предоставления земельного участка в собственность или в аренду без проведения торгов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Письмом №30499/12.4-21 от 16 ноября 2021г. административный ответчик отказал в утверждении схемы земельного участка ввиду того, что образуемый земельный участок: 1) расположен во втором поясе санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; 2) расположен в границах существующей улично-дорожной сети (<адрес>), а также в границах перспективного строительства продолжения <адрес>; 3) ограничивает доступ к земельному участку с кадастровым номером №. Административный истец находит отказ не соответствующим закону и нарушающим права, просит признать его незаконным и обязать административного ответчика в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Максимовой И.В. от 24 сентября 2021 г. № 28073.
Определением судьи от 26 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Петрозаводского городского округа.
Определением судьи от 3 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Определением судьи от 22 марта 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Васянина И.В.; Калинников Д.В.; Калинникова Е.М.
Определением судьи от 25 марта 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кремер З.Ю. и Войсищук Е.А.
В судебное заседание административный истец Максимова И.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ее представитель Киселев В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Самойлова Е.В., действующая на основании доверенности, заинтересованные лица Васянина И.В. и Калинников Д.В. в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Максимова И.В. 24 сентября 2021 г. (вх. № 28073) на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях предоставления земельного участка в собственность или в аренду без проведения торгов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 16 ноября 2021 г. №30499/12.4-21 административному истцу отказано в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок: 1) расположен во втором поясе санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; 2) расположен в границах существующей улично-дорожной сети (<адрес>), а также в границах перспективного строительства продолжения <адрес>; 3) ограничивает доступ к земельному участку с кадастровым номером №.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановление Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно
Положениями статьи 4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» предусмотрено, что земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган (часть 1). Многодетные семьи выбирают земельные участки, включенные в перечень, в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления (часть 9). Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), подготовленной в соответствии c федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории (часть 10). Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, при отсутствии оснований для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, готовит схему расположения земельного участка и направляет заявителю заказным письмом с уведомлением предложение о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка (часть 11). Заявитель в течение 14 календарных дней с даты получения предложения о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка направляет в уполномоченный орган заявление о своем согласии или несогласии на бесплатное приобретение предлагаемого земельного участка (часть 12). В случае если заявитель в течение срока, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, направляет в уполномоченный орган заявление о своем несогласии на бесплатное приобретение предлагаемого земельного участка или не направляет в уполномоченный орган заявление, указанное в части 12 настоящей статьи, указанный земельный участок по истечении 30 календарных дней с даты направления заявителю предложения о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка предлагается другому заявителю в порядке, установленном настоящей статьей (часть 14). Решение уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка направляется заявителю в течение семи календарных дней со дня принятия решения (часть 18).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 и подпункту 14 (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Федеральным законом от 16.02.2022 № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 27 февраля 2022 г., в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации внесены изменения, слова «первом и втором поясах» заменены словами «первом поясе».
Учитывая, что по результатам аналитико-правовой экспертизы представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, исходя из Генерального плана Петрозаводского городского округа и Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771, было установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен во 2-е поясе санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, с 27 февраля 2022 г. нахождение земельного участка в указанной зоне не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, то суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего административного искового заявления оспариваемый отказ по вышеуказанному основанию не соответствует требованиям вышеуказанных норм права.
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 указанной статьи. В силу пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма Схемы, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату Схемы при подготовке Схемы в форме электронного документа, требования к подготовке Схемы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема должна соответствовать требованиям, установленным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке Схемы и формату Схемы при подготовке Схемы в форме электронного документа, формы Схемы, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Согласно пункту 4 указанных требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов.
По информации, представленной администрацией Петрозаводского городского округа, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах существующей улично-дорожной сети (<адрес>), а также в границах перспективного строительства продолжения <адрес>, а также ограничивает доступ к земельному участку с кадастровым номером № (л.д. 191-193). Данные обстоятельства подтверждаются выкипировками из Генерального плана <адрес> и проекта внесения изменений в Генеральный план <адрес>. Доводы представителя административного истца о некорректности представленной выкопировки ввиду несоблюдения масштаба суд находит несостоятельными.
В ходе судебного заседания заинтересованные лица Васянина И.В. и Калинников Д.В., являющиеся сособственниками земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный <адрес> в <адрес>, пояснили, что подъезд к их дому осуществляется в основном по <адрес>, при этом, для удобства ими самостоятельно была продлена лесная дорога (сделана насыпь) от аллеи Красивый Берег (согласно Яндекс.Карта), которая не соединяется с <адрес> данные пояснения, в том числе с учетом планируемого продления <адрес>, не свидетельствуют о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка не будет ограничивать доступ к земельному участку с кадастровым номером №. Более того, аллея Красивый Берег включена в Перечень элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры <адрес>, используемых в качестве реквизитов адреса, утвержденный постановление администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, с описанием расположения адресов объектов адресации, как от <адрес> до территории Красивый Берег, чем подтверждаются пояснении заинтересованных лиц о самовольном продлении дороги. Кроме того, в судебном заседании заинтересованные лица пояснили, а также следует из представленной выкопировки, что по территории испрашиваемого земельного участка проходит линия электропередачи.
Таким образом, при подготовке схемы расположения земельного участка административным истцом не были учтены сведения о местоположении территорий общего пользования.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, принимая во внимание, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным лицом в соответствии с действующим законодательством, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░,
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░ 2022 ░.