Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-597/2024 ~ М-237/2024 от 18.03.2024

78RS0021-01-2024-000493-50

Дело № 2а – 597/2024                            21 мая 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сестрорецкий районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Прокофьевой А.В.,

с участием представителя административного истца Яковлева Д.А.,

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу Ершовой М.А.к.,

при секретаре Светличной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Кондратьева Сергея Васильевича к Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу, заместителю начальника Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу Ряжиновой Н.В., Управлению Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий, бездействия, решения должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Кондратьев С.В. обратился в суд с административным иском к МИФНС России №26 по Санкт-Петербургу, заместителю начальника Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу Ряжиновой Н.В., в котором просит признать незаконным и отменить решение (поручение) Межрайонной инспекции ФНС №26 по Санкт-Петербургу на списание денежных средств №№ от 15.01.2024 с его счета, открытого в <данные изъяты>, признать полностью погашенной и отсутствующей налоговую задолженность за 2019 год, взысканную Отделом службы судебных приставов по Кронштадтскому и Курортному районам г. Санкт-Петербурга по исполнительному листу серии ФС №№, выданному Сестрорецким районным судом города Санкт-Петербурга по делу №№, в случае установления фактов служебного подлога, передать сведения в правоохранительные органы для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела, указав, что решением Сестрорецкого районного суда города Санкт-Петербурга от 18.08.2021 по делу № № по иску МИ ФНС № 12 по Санкт-Петербурге с него взыскана задолженность по налогам за 2019 год и пени на сумму 1159482,59 руб., которая добровольно погашена в ходе исполнительного производства № №, возбужденного на основании исполнительного листа ФС №№, однако решением налогового органа №№ от 15.01.2024 на его кредитную карту и банковский счет, открытые в ПАО «Сбербанк России» был наложен арест, что свидетельствует о незаконных действиях ответчиков, выразившихся в повторном предъявлении исполнительного листа ко взысканию либо факте его подлога.

Определением суда от 16.04.2024 в качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу.

В судебном заседании представитель административного истца Яковлев Д.А. административное исковое заявление поддержал, представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу Ершова М.А.к. против удовлетворении иска возражала.

Административный истец Кондратьев С.В., административные ответчики Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу Ряжинова Н.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Вместе с тем статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу данного положения, федеральный законодатель в процессе осуществления такого регулирования должен предусмотреть юридические механизмы поддержания правопорядка в этой сфере.

Следовательно, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).

Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В связи с неуплатой задолженности, установленной решениями Сестрорецкого районного суда города Санкт-Петербурга по административным делам №№, №№, МИФНС России №26 по Санкт-Петербургу в соответствии со ст. 48 НК РФ в <данные изъяты> направлено поручение на списание денежных средств №№ от 15.01.2024 на сумму 2159683,93 руб.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поручение Межрайонной инспекции ФНС №26 по Санкт-Петербург на списание денежных средств со счета Кондратьева С.В. в сумме 2159683,93 руб. №№ от 15.01.2024, открытого в <данные изъяты>, отозвано ФНС №26 по Санкт-Петербург.

Исполнение поручения №№ от 15.01.2024 в настоящее время прекращено, удержание денежных средств со счета Кондратьева С.В. не произведено, учитывая изложенное, оспариваемое поручение не подлежит признанию незаконными в судебном порядке.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения закона позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий (бездействия) или решения незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании действий (бездействия) или решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действий (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Следовательно, в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании действий (бездействия) или решения незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, при этом, решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.

Согласно постановлению ОСП по Кронштадтскому и Курортному районам Санкт-Петербурга от 18.01.2022 исполнительное производство по административному делу № № окончено фактическим исполнением, что подтверждается представленными Кондратьевым С.В. квитанциями об оплате от 17.12.2021, от 19.12.2021.

Из представленного налоговым органом отзыва на административное исковое заявление Кондратьева С.В. следует, что произведенные Кондратьевым С.В. платежи в счет оплаты задолженности, перечисленные на счет судебных приставов 17.12.2021 и 19.12.2021, зачеты налоговым органом в счет погашения задолженности по платежам за 2018-2019 года в порядке, определенном п.8 ст. 45 НК РФ.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета (далее - ЕНС). С 1 января 2023 года Единый налоговый платеж и ЕНС стали обязательными для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Совокупная обязанность по уплате налоговых платежей, как физического лица, так и индивидуального предпринимателя (адвоката), аккумулируется на ЕНС.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Уплата налогов осуществляется в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 58 НК РФ).

Согласно пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1)    недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2)налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3)недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4)иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5)пени; 6)проценты; 7)штрафы.

Из ответа МИФНС России №26 по Санкт-Петербургу на обращение административного истца от 21.02.2024 следует, что по состоянию на 21.02.2024 у Кондратьева С.В. отрицательное сальдо ЕНС – 11025117,05 руб., а на дату формирования требования от 10.05.2023 – 8918362,47 руб.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Оплата административным истцом произведена в 2021 году, в связи с чем, основания применения порядка распределения задолженности, предусмотренного ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации у МИФНС России №26 по Санкт-Петербургу отсутствовали.

Административным истцом оплата произведена по исполнительному листу ФС № № по административному делу № №, что позволяло налоговому органу идентифицировать поступивший платеж.

Таким образом, при принятии решения о списании денежных средств налоговым органом необоснованно зачтены платежи по исполнительному производству в счет оплаты ранее образовавшейся задолженности.

Представленными административным истцом доказательствами подтвержден факт погашения задолженности по исполнительному производству, возбужденному по исполнительному листу, выданному по административному делу №№.

Согласно сведениям, указанным в возражениях МИФНС России №26 по Санкт-Петербургу на административный иск Кондратьева С.В., выкопировки из личного кабинета налогоплательщика Кондратьева С.В., денежные средства, поступившие в счет исполнения решения суда, учтены налоговым органом в счет погашения ранее образовавшейся задолженности, взысканной по решению Сестрорецкого районного суда города Санкт-Петербурга по административному делу № №.

Таким образом, восстановление прав административного истца невозможно без установления факта отсутствия задолженности по исполнительному листу ФС № №, выданному по административному делу № № (исполнительное производство №).

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № №, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № № (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

       ░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 04 ░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-597/2024 ~ М-237/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кондратьев Сергей Васильевич
Ответчики
УФНС России по Санкт-Петербургу
Ряжинова Наталия Владимировна, заместитель начальника МИФНС № 26
МИ ФНС № 26 по СПб
Суд
Сестрорецкий районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Прокофьева Анна Владимировна
Дело на сайте суда
srt--spb.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация административного искового заявления
18.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее