Дело № 2а-376/2022
44RS0028-01-2022-000156-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2022 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю.,
при секретаре Харитоновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности создать и оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности создать и оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов. Требования обосновали тем, что истцом проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в ходе которой в деятельности административного ответчика установлены факты бездействия при организации мест накопления ТКО в населенных пунктах сельского поселения. В соответствии со ст. 1, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 3, 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 N 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» к полномочиям административного ответчика относится участие в организации деятельности по накоплению ТКО. Согласно ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В рамках реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила). Пунктом 3 Правил закреплено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, согласно п. 2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Требования к местам (площадкам) накопления ТКО подробно регламентированы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН).
Проверкой установлено, что постановлением администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района от 28.01.2019 года № 12 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В ходе обследования, проведенного 21.11.2021 года, установлено:
- контейнерная площадка № 1, расположенная по адресу: п. Никольское, ул. Зеленая (район гаражей), состоит из 4 контейнеров для ТКО. Контейнеры установлены на поверхности земли, твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ним отсутствует. С двух сторон площадки имеется ограждение (задняя сторона и южная боковая сторона), с северной стороны ограждение отсутствует. Крышки на контейнерах также отсутствуют. Прилегающая к площадке территория захламлена твердыми коммунальными отходами (упаковка от продуктов питания, иные отходы из бумаги, картона, пластика);
- контейнерная площадка, расположенная № 5 по адресу: пос. Никольское, ул. Широкая (ориентир - стадион), состоит из 3 контейнеров для ТКО. Контейнеры установлены на поверхности земли, твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ними отсутствует. Контейнеры ограждены с двух сторон ограждением из металлических столбов и листов металлопрофиля, с северо- восточной стороны ограждение разрушено, фактически отсутствует. Крышки на контейнерах также отсутствуют. Прилегающая к площадке территория захламлена твердыми коммунальными отходами.
- контейнерная площадка № 10, расположенная по адресу: пос. Никольское, ул. Мира (напротив школы-интерната), состоит из 3 контейнеров для ТКО и 1 бункера для крупногабаритных отходов. Контейнеры установлены на поверхности земли, твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ними отсутствует. С трех сторон от контейнеров имеется ограждение их металлических столбов и листов металлопрофиля. Крышки на контейнерах также отсутствуют. Бункер расположен на поверхности земли. Твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ним, а также ограждение отсутствуют. Прилегающая к площадке территория захламлена твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Реестром собственником контейнерных площадок является администрация Никольского сельского поселения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании изложенного, просил возложить на администрацию Никольского сельского поселения обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда очистить от отходов территорию, прилегающую к контейнерным площадкам по адресам: Костромской район, пос. Никольское, ул. Зеленая (район гаражей) (контейнерная площадка № 1 по Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утв. постановлением администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района от 28 января 2019 года № 12); Костромской район, пос. Никольское, ул. Широкая (ориентир - стадион) (контейнерная площадка № 5); Костромской район, пос. Никольское, ул. Мира (напротив школы- интерната) (контейнерная площадка № 10); обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать твердым (асфальтовым либо бетонным) покрытием и ограждением с трех сторон контейнерные площадки, а также оборудовать крышками контейнеры по указанным адресам в соответствии с действующим законодательством.
В процессе рассмотрения дела административный истец Костромской межрайонный природоохранный прокурор уточнил заявленные требования, просил возложить на администрацию Никольского сельского поселения обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда очистить от отходов территорию, прилегающую к контейнерным площадкам по адресам: Костромской район, пос. Никольское, ул. Зеленая (район гаражей) (контейнерная площадка № 1 по Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утв. постановлением администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района от 28 января 2019 года № 12); Костромской район, пос. Никольское, ул. Широкая (ориентир - стадион) (контейнерная площадка № 5); Костромской район, пос. Никольское, ул. Мира (напротив школы- интерната) (контейнерная площадка № 10). Возложить на администрацию Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать твердым (асфальтовым либо бетонным) покрытием и ограждением с трех сторон контейнерные площадки, по указанным адресам в соответствии с действующим законодательством. Остальные и требования не поддержал.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Розова А.С. уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Дунаева О.В., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования признала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоТехноМенеджмент» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором указал, что региональный оператор несет ответственность за сор, транспортирование, обработку, утилизацию обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. На территории Никольского сельского поселения требования к благоустройству и надлежащему оборудованию контейнерных площадок должны соблюдаться органами местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Представитель заинтересованного лица администрации Костромского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель ООО «Коммунальные системы» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 названной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 N 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» закреплено за сельскими поселениями Костромской области вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, в силу прямого указания закона, обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), оборудованию мест расположения (контейнерных площадок) и содержания твердых коммунальных отходов возложена на администрацию Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4, ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Названными Правилами дано понятие контейнерной площадки: место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).
Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района от 24 декабря 2019 г. №204 утвержден реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Никольского сельского поселения.
Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой 21 ноября 2021 года проведено обследование мест накопления (контейнерных площадок) на территории Никольского сельского поселения Костромского муниципального района.
По результатам обследования составлена справка, согласно которой установлено следующее:
- контейнерная площадка № 1, расположенная по адресу: п. Никольское, ул. Зеленая (район гаражей), состоит из 4 контейнеров для ТКО. Контейнеры установлены на поверхности земли, твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ним отсутствует. С двух сторон площадки имеется ограждение (задняя сторона и южная боковая сторона), с северной стороны ограждение отсутствует. Крышки на контейнерах также отсутствуют. Прилегающая к площадке территория захламлена твердыми коммунальными отходами (упаковка от продуктов питания, иные отходы из бумаги, картона, пластика);
- контейнерная площадка, расположенная № 5 по адресу: пос. Никольское, ул. Широкая (ориентир - стадион), состоит из 3 контейнеров для ТКО. Контейнеры установлены на поверхности земли, твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ними отсутствует. Контейнеры ограждены с двух сторон ограждением из металлических столбов и листов металлопрофиля, с северо- восточной стороны ограждение разрушено, фактически отсутствует. Крышки на контейнерах также отсутствуют. Прилегающая к площадке территория захламлена твердыми коммунальными отходами.
- контейнерная площадка № 10, расположенная по адресу: пос. Никольское, ул. Мира (напротив школы-интерната), состоит из 3 контейнеров для ТКО и 1 бункера для крупногабаритных отходов. Контейнеры установлены на поверхности земли, твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ними отсутствует. С трех сторон от контейнеров имеется ограждение их металлических столбов и листов металлопрофиля. Крышки на контейнерах также отсутствуют. Бункер расположен на поверхности земли. Твердое покрытие (асфальтовое либо бетонное) под ним, а также ограждение отсутствуют. Прилегающая к площадке территория захламлена твердыми коммунальными отходами.
В ходе обследования велась фотосъемка. Материалы фотосъемки представлены суду и имеются в материалах дела.
Как установлено судом, в нарушение указанных выше правовых норм на территории Никольского сельского поселения места накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с действующим законодательством, территория, прилегающая к контейнерным площадкам, не очищена. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного ответчика администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных выше норм действующего законодательства обязанность по созданию, оборудованию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления, а именно на администрацию Никольского сельского поселения.
С учетом указанных норм, поскольку неисполнение муниципальным образованием своих обязанностей в сфере охраны окружающей среды ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения уточненных административных исковых требований, считая при этом заявленный административным истцом срок разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 204, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░) (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1); ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ (░░░░░░░░ - ░░░░░░░) (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5); ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░) (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 10).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 204, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░) (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1); ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ (░░░░░░░░ - ░░░░░░░) (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5); ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░) (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 10).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.