Мотивированное решение изготовлено 28 января 2021 года
66RS0004-01-2019-007980-50
Дело №2а-1316/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 14 января 2021 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при секретаре судебного заседания Романычевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга к Бердникову Д. В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением к Бердникову Д.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени. В обоснование исковых требований указывая, что административный ответчик, не исполнил обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в 2017 году. В связи с получением дохода Бердниковым Д.В. в налоговую инспекцию 18 октября 2018 года представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которых налогоплательщик отразил полученную сумму дохода в размере 40000 рублей от продажи имущества – 4 земельных участков. В ходе камеральной проверки установлено занижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, подлежащему уплате в бюджет. В результате камеральной налоговой проверки установлено, что в нарушение п. 5 ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи 4 земельных участков определены согласно договору продажи в сумме 40000 рублей, то есть без учета кадастровой стоимости. Налоговым органом налогоплательщику выставлено требование о представлении пояснений в связи с выявленными противоречиями либо представлении уточненных налоговых деклараций за 2017 год. Требование оставлено без исполнения. Согласно условиям п. 5 ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость проданных участков умножена на понижающий коэффициент разделена на 4, поскольку Бердников Д.В. владел 1/4 доли в каждом участке, предоставлен имущественный налоговый вычет и произведен расчет налога, размер которого составил 2120836 рублей. Поскольку в добровольном порядке налог не уплачен административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по оплате налога на доходы физических лиц в размере 2120836 рублей, пени 168783 рубля 20 копеек, штраф – 53020 рублей 90 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга в судебное заседание не явилась, ранее пояснила, что в связи с тем, что сделки купли-продажи от 08 июня 2017 года по продаже 1/4 доли в праве общей долевой собственности оспорены в судебном порядке, также решением Свердловского областного суда установлена иная кадастровая стоимость земельных участков. По изложенным основаниям, ответчиком подана уточненная декларация по налогу на доходы физических лиц, из которой следует, что сумма дохода, полученная от продажи 1\4 доли в земельных участках составила 0 рублей, размер налога на доходы физических лиц пересмотрен.
Административный ответчик Бердников Д.В. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом посредством телефонограммы, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении дела на направил.
Представитель административного ответчика Казаков Д.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, настаивал на доводах лоб отсутствии обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.
На основании пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
В соответствии с подпунктом 17.1 пункта 17 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса.
На основании пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 217.1 НК РФ установлено, что, в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в данном пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, вышеуказанный порядок определения доходов не применяется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения статьи 217.1 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01 января 2016 года.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Налогового Кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Пунктом 1 статьи 112 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 3 статьи 114 Налогового Кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового Кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи от <//> Сидорик С.В. приобрел в собственность у Бердникова Д.В. 1/4 долю в праве общей долевой собственности на 4 земельных участка, расположенных по адресу <адрес>, городской округ Верхняя Пышма, примерно в 2,5 км по направлению на север от ориентира <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использовании дачное строительство площадью 2363 кв.м (КН №), площадью 3633 кв.м (№), площадью 207149 кв.м (№), площадью 895 кв.м (№) стоимостью 10000 рублей каждый.
Указанные доли земельных участков принадлежат Бердникову Д.В. на основании договора купли-продажи земельных участков от <//>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество <//> произведены соответствующие записи.
Общая кадастровая стоимость реализованных объектов составила 98937846 рублей 60 копеек.
<//> Бердниковым Д.В. в ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, в которой отражен доход от продажи недвижимого имущества в размере 40000 рублей, который уменьшен на сумму расходов в размере 0 рублей, указана налоговая база в размере 0 рублей, сумма исчисляемого налога составила 0 рублей.
В период с <//> по <//> ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга в отношении Бердникова Д.В. проведена камеральная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления НДФЛ за 2017 год.
По результатам проверки составлен акт от <//>, на основании которого ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга принято решение от <//> о привлечении Бердникова Д.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему доначислен НДФЛ в сумме 2120836 рублей, начислены пени по НДФЛ в сумме 132075 рублей 06 копеек, а также наложен штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 53020 рублей 90 копеек.
Материалы налоговой проверки рассмотрены с участием Бердникова Д.В., решение налогового органа в установленном законом порядке не оспорено, Бердникову Д.В. предоставлен имущественный вычет в размере 1000000 рублей, расчет произведен с учетом размера доли в праве собственности на земельный участок.
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с неисполнением обязанности по уплате налога, пени и штрафа, Бердникову Д.В. ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга направлено требование № от <//> об оплате задолженности по налогу НДФЛ в размере 2120836 рублей, пени в размере 168783 рубля 20 копеек, штрафа в размере 53020 рублей 90 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения <//>.
Данное требование Бердниковым Д.В. оставлено без исполнения, что послужило основанием для обращения ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.
Сроки обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, а также в районный суд с административным иском, налоговым органом соблюдены, спора по данному обстоятельству не имеется.
Из обстоятельств административного дела не следует, что Бердниковым Д.В. оспорена кадастровая стоимость земельных участков. Решением Свердловского областного суда от <//> кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости, а именно в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № в размере 632142 рубля, земельного участка с кадастровым номером 66:36:2903001:442 в размере 11393195 рублей.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от <//> признаны недействительными сделками договоры купли-продажи 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, находящиеся по адресу <адрес> от <//>. Указанное решение вступило в законную силу <//>.
Таким образом, доказательств возникновения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц административным истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных административным истцом требований и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Поскольку оснований для возложения на Бердникова Д.В. обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2017 года у административного ответчика не имелось, требование о взыскании исчисленного по результатам камеральной налоговой проверки штрафа удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 333.19. Налогового Кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета не подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, поскольку в удовлетворении административных исковых требований истцу отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░