Дело №а-5456/2023
66RS0001-01-2023-004032-89
мотивированное решение
составлено 20.07.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2023 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
при секретаре Прокиной Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова Дмитрия Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
установил:
Орлов Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по Свердловской области, в котором просит взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 200 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с 27.11.2021 по май 2023 года он содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области. Так как, Орлов имеет хронические заболевания, отнесенные к категории тяжелых, он неоднократно обращался к администрации учреждения с заявлениями об установлении группы инвалидности. На протяжении спорного периода медико-социальной экспертизы проведено не было. Таким образом, административным ответчиком ему причинен материальный и моральный вред. Просит взыскать компенсацию материального вреда в соответствии с выплатой инвалидам за ушедший промежуток времени, компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей.
Протокольным определением суда от 21.06.2023 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России.
Административный истец Орлов, участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, административные исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области Воробьева Ю.П. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу положений ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу ст. 24 Федерального закона № 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определены Приказом Минюста России от 02.10.2015 N 233.
Медико-социальная экспертиза осужденных проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Орлов Дмитрий Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области с 27.11.2021 по 12.02.2023, с 27. 04.2023 по 03.05.2023.
В период с 13.12.2021 по 01.02.2023 Орлов находился на лечении в <иные данные> отделении филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России с диагнозом: <иные данные> <иные данные>. <иные данные>. Получал лечение по 3 РХТ, витаминотерапию, гепатопротекторы, симптоматическую терапию, АРВТ. От лечения достигнута положительная динамика.
На ФЛГ от 25.01.2023 <иные данные>. По 3 РХТ получил 263 дозы. Анализ <иные данные> от 16.03.2022 по 22.11.2022 МБТ (-). Анализ крови на <иные данные>
Решением ВК от 31.01.2023 № 29 пациент переведен на 3 ГДН с диагнозом: <иные данные>. Рекомендовано наблюдение по 3 ГДН до января 2028 года, ФЛГ 2 раза в год, дополнительное питание, наблюдение врача-инфекциониста, прием АРВТ.
Согласно данным журнала учета предложений, заявлений и жалоб обвиняемых, подозреваемых и лиц, содержащихся под стражей, филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в спорный период административный истец с заявлениями о направлении на МСЭ к медицинским работникам не обращался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания в пользу Орлова убытков в виде неполученной пенсии, компенсации морального вреда и иных выплат не имеется, поскольку им не принималось мер для обращения с заявлением о направлении на МСЭ. Такое поведение заявителя в данном случае не свидетельствует о наличии вины административного ответчика. Медицинским работниками МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России оснований для направления Орлова на МСЭ установлено не было.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", Приказа Минюста России от 02.10.2015 N 233, ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в заявленных требованиях, поскольку отсутствует совокупность обстоятельств, влекущих гражданско-правовую ответственность за причинение вреда в виде возмещения ущерба. Доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий в материалы дела также не представлено. Медицинская помощь Орлову оказывалась в необходимом объеме, случаев отказа в предоставлении медицинской помощи не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░-66 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░