Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-988/2024 ~ М-490/2024 от 20.02.2024

Дело № 2а-988/2024

УИД 23RS0004-01-2024-000602-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2024 года    г.к. Анапа

Анапский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего                  Волошина В.А.

при секретаре                      Куцаевой Ж.Н.

с участием представителя административного истца Раньковой Е.А.- Соляник Е.С.

представителя административных ответчиков -     Белоусова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску к администрации муниципального образования г.к. Анапа и Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г.к.Анапа об оспаривании действий органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л:

Ранькова Е.А. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании решения государственного органа незаконным.

В обосновании заявленных исковых требований указала, что 00.00.0000 обратилась в Администрацию МО (...) в лице Управления архитектуры и градостроительства с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".В соответствующем заявлении административный истец просит ответчика рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления земельного участка размером 915 кв.м., расположенного в (...) ст-ца (...) Виноградный, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», испрашиваемое право на земельный участок - аренда, расположенного в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Основание предоставления - пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ - предоставление земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.Письмом Управления Архитектуры и градостроительства (...) исх. 000 от 00.00.0000 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано по следующему основанию:в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 00.00.0000 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Административный истец считает данный отказ незаконным, необоснованным и нарушающим его права Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установленыст. 39.16 Земельного кодекса РФ. В решении Администрацию МО (...) в лице Управления архитектуры и градостроительства 000 от 00.00.0000 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, ни один из пунктов, содержащихся в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, являющихся основанием для отказа, не указан. Единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду Раньковой Е.А. явилось то, что он не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в виду чего не имеет права на приобретение земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов. Вместе с тем нельзя согласиться с доводами отказа Административного ответчика в предоставлении земельного участка в аренду в первоочередном порядке, ввиду отсутствия у административного истца справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий ввиду следующего. Согласно из представленной справки серии 000 000 Ранькова Е.А., 00.00.0000 года рождения является инвалидом второй группы бессрочно. Административный истец предоставил в Управление имущественных отношений Администрации МО город-курорт Анапа вместе с заявлением, справку МСЭ, а также иные необходимые документы, с указанием площади и границ сформированного земельного участка. Отказом администрации МО город-курорт Анапа в предоставлении в аренду земельного участка нарушаются законные права и интересы Раньковой Е.А.Просит суд признать незаконным отказ Администрации МО г.-к. Анапа в лице Управления Архитектуры и градостроительства (...) в предварительном согласовании предоставления земельного участка исх. 000 от 00.00.0000, обязать Администрацию МО г.-к. Анапа в лице Управления Архитектуры и градостроительства (...) принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка размером 915 кв.м., расположенного в (...) ст-ца (...) Виноградный, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», на кадастровом плане территории, обязать Администрацию МО г.-к. Анапа в лице Управления Архитектуры и градостроительства (...) предоставить Раньковой Е.А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа.

В судебное заседание административный истец Ранькова Е.А. и ее представитель административного истца по устному ходатайству Соляник Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Белоусов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против исковых требований Раньковой Е.А. согласно представленным письменным возражениям, приобщенных к материалам дела. Просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

С учетом положений статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежит рассматривать заявление административного истца на предмет законности и обоснованности оспаривания решений управления, которыми административным истцам отказано в предоставлении в собственность спорных земельных участков.

В соответствии со ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства наряду с прочими являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с п.3 ст.6 КАС РФ к принципам административного судопроизводства относятся законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Для признания судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств, а именно несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заявитель обратился с заявлением в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении административному истцу как инвалиду земельного участка, расположенного по адресу: (...), (...) (...).

Согласно ответу управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 000 заявителю было разъяснено, что для того чтобы воспользоваться своим правом она должна состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо обратиться в жилищный отдел администрации муниципального образования город-курорт Анапа, расположенный по адресу: (...), тел000. После признания в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрация рассмотрит вопрос о формировании и предоставлении земельного участка.

    Из справки 000 от 00.00.0000. следует, что Ранькова Е.А., 00.00.0000 года рождения имеется вторую группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

    Согласно ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение статьи 17 Федерального закона от 00.00.0000 N181-ФЗ, закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (ч. 1) на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ч. 14).

Вместе с тем статья 17 указанного федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ предоставление земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 000, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 00.00.0000 000 к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 5).

Исходя из системного анализа приведённых норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своём составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, которые состоят на жилищном учёте или имеют основания для постановки на жилищный учёт.

Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (решение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2014 № АКПИ13-1200, определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 № 53-КГ 14-22, от 04.03.2014 г. № 91-КГ13-9, от 18.03.2014 № 89- КГ13-10, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 № 893-0, от 19.07.2016 № 1577-0, от 20.11.2014 № 2728-0, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2020 по делу № 2-1352/2020, кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2020 № 43-КАД20-2-К6)

Между тем наличие у инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.

Исходя из положений статьи 301 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего определённым характеристикам.

Административный истец не представил в управление документов, подтверждающих факт постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, отказ управления от 00.00.0000 000 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: (...), (...) принят в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации и является законным и обоснованным.

Судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Из указанного следует, что обвязывание управления архитектуры и градостроительства администрации утвердить схему расположения земельного участка в обход установленных административных процедур недопустимо, ввиду того, что решение этого вопроса является прерогативой муниципального органа, а суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Данноеобстоятельство нашло свое отражение в кассационном определении Верховного Суда от 00.00.0000 000

Суд считает, что, администрация муниципального образования город-курорт Анапа и Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.к.Анапане допустило нарушений законодательства Российской Федерации, правомерно отказав заявителю в утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При установленных обстоятельствах суд полагает в удовлетворении требований Раньковой Е.А. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г.к.Анапа о признании отказа незаконным - отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░.░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 00.00.0000 000 – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-988/2024 ~ М-490/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ранькова Елена Александровна
Ответчики
Управление архитектуры и градостроительства администрации город-курорт Анапа
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
Суд
Анапский районный суд Краснодарского края
Судья
Волошин Вячеслав Анатольевич
Дело на сайте суда
anapa--krd.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация административного искового заявления
20.02.2024Передача материалов судье
22.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее