Дело № 2а-121/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года село Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Смолиной Т.М. при секретаре Мальчихиной Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу по использованию и охране земель,
у с т а н о в и л :
Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по использованию и охране земель поселения, обязать администрацию Антоновского сельского поселения разработать и утвердить муниципальную программу по использованию и охране земель Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой Нижнеомского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности администрации Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного Кодекса РФ, а именно: при наличии в собственности сельского поселения земельных участков, в том числе сельскохозяйственного назначения, администрацией Антоновского сельского поселения не разработана и не утверждена программа по использованию и охране земель, мероприятия по охране земель не реализуются. Указанное нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на безопасную среду жизнедеятельности, не обеспечивает достижение целей и решение задач по защите окружающей среды.
Прокурор Нижнеомского района Омской области Семенов Д.О. в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 1 Земельного Кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (
Согласно ст.11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п.1 ст.13 Земельного Кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (п.2 ст.13 Земельного Кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 4 Устава Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Установлено, что прокуратурой Нижнеомского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности администрации Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области.
В ходе проверки выявлено следующее нарушение: администрацией Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области не разработана программа по использованию и охране земель муниципального образования, включающая в себя перечень мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. По данному факту прокурором в адрес административного ответчика 24.03.2022 г. внесено представление (л.д. 4-5).
Как видно из ответа администрации Антоновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 28.03.2022 г., представление прокурора рассмотрено и признано обоснованным, по состоянию на указанную дату указанные в представлении нарушения не устранены (л.д. 6).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается наличие в собственности административного ответчика подлежащих охране земель.
Отсутствие муниципального правового акта - программы использования и охраны земель на территории муниципального образования Антоновское сельское поселение Нижнеомского муниципального района Омской области свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, поскольку нарушает требования вышеприведенных норм федерального законодательства, а также права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.04.2022 ░░░░