25RS0030-01-2021-002485-47
Дело 2а-112/2024
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 февраля 2024 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Н.С.,
при секретаре Осолихиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Светлова Александра Юрьевича к администрации Хасанского муниципального округа Приморского края о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Светлов А.Ю. обратился с настоящим административным иском, в обоснование которого указал, что 03.10.2023 истец обратился в администрацию Хасанского муниципального округа с заявлением вх. № о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером № 11.12.2023 получен отказ в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от 07.12.2023 исх. №, со ссылкой на отсутствие в проектной документации результатов инженерных изысканий, на отсутствие разделов, содержащих конструктивные решения и указание на возведение на земельном участке объекта без получения на это необходимых в силу закона разрешительных документов. Считает заказ незаконным и необоснованным, поскольку на орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство, не возложена обязанность выявлять необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий при отказе в выдаче разрешения на строительство; в приложении к проектной документации имеется раздел «Конструктивные решения»; перечень отказа в выдаче разрешения на строительство является закрытым, наличие объекта на земельном участке, возведённого без соблюдения законодательства не подтверждено предусмотренными действующим законодательством доказательствами.
Просит признать незаконным отказ администрации Хасанского муниципального округа <адрес> в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от 07.12.2023 исх. №, обязать администрацию Хасанского муниципального округа в течение 5 дней со дня вступления в силу решения суда повторно рассмотреть заявление административного истца от 03.10.2023 вх. № о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель административного истца уточнила требования, просила признать отказ незаконным и не обоснованным в связи с нарушением, в том числе, Административного регламента предоставления услуги, а именно сроков предоставления услуги, а так же отсутствие в регламенте необходимости предоставления документов, в соответствии с п. 9.2 Регламента.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, представила письменный отзыв, в соответствии с которым в представленных истцом материалах к заявлению отсутствует раздел «Конструктивные решения», что подтверждается архивным файлом приложенным заявителем, актом № выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № размещено два капитальных строения, которые имеют фундамент, стены, крышу, окна, одно из которых разделено на два помещения. Представила дополнительные доказательства.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из смысла ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение публичного органа может быть признано незаконным, если оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьёй 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания заявленных требований и возражений лежит на сторонах, публичный орган обязан доказать законность обжалуемого решения, лицо, его оспаривающее обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, незаконного возложения каких-либо обязанностей.
Как следует из материалов дела, Светлов А.Ю. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., находящегося примерно в 80 м. по направлению на север от ориентира - многоквартирного жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>, с разрешенным видом использования - «Магазины» (размещение объектов капитального строительства предназначенных для продажи товаров, торговая площадь составляет до 5000 кв.м.), участок имеет ограничения в использовании, срок аренды составляет 10 лет, в соответствии с договором аренды земельного участка от 04.05.2022 и актом приема-передачи от 04.05.2022.
Светлов А.Ю. 03.10.2023 в электронном виде обратился в администрацию Хасанского муниципального округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке магазина сроком на 24 месяца, 04.10.2023 направил в адрес администрации в электронном виде проектную документацию ООО «А1-ПРОЕКТ» СРО-П-203-08112018.
Оспариваемым ответом, выраженным в письме от 07.12.2023 №, администрация Хасанского муниципального округа отказа Светлову А.Ю. в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а так же на наличие на арендованном земельном участке объекта, возведённого без необходимых разрешительных документов.
Оценивая оспариваемый отказ, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением администрации Хасанского муниципального района от 19.12.2019 № 671-па утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдаче разрешения на строительство» (далее Регламент).
В соответствии с п. 7 данного Регламента муниципальная услуга предоставляется в течение 7 рабочих дней со дня регистрации Администрацией заявления о выдаче разрешения на строительство.
Пунктом 3 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) установлено, что уполномоченный на выдачу разрешение на строительство орган в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч. 11.1 ст. 51 ГрК РФ, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из представленных доказательств следует, что на зарегистрированное 03.10.2023 заявление Светлова А.Ю. о выдаче разрешения на строительство администрация Хасанского муниципального округа отказала в выдаче разрешения только 07.12.2023.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что предусмотренный п. 7 Регламента и ч. 11 ст. 51 ГрК РФ срок рассмотрения заявления Светлова А.Ю. нарушен, сведений об извещении административного истца о продлении указанного срока на предусмотренных действующим законодательством основаниях в материалах дела не имеется, суду не представлено.
Так же, из оспариваемого отказа следует, что одним из оснований отказа являлось наличие на арендованном земельном участке объекта, возведённого без необходимых разрешительных документов.
В судебном заседании установлено и подтверждено представленными документами, что в связи с поступлением от Светлова А.Ю. соответствующего заявления, 06.12.2023 начальником управления архитектуры и градостроительства администрации Хасанского муниципального округа Яровой Т.В. произведён выезд на земельный участок с кадастровым номером №, по результатам которого составлен акт обследования 06-12-2023.
Из акта обследования 06-12-2023 следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты: первый объект согласно проектной документации - магазин (основной объект), расположен в месте в соответствии с местом расположения на схеме планировочной организации земельного участка в проектной документации, характеристики и размеры объекта в натуре соответствуют характеристикам указанных в проектной документации; второй объект, согласно проектной документации - вспомогательное здание, характеристики и размеры объекта в натуре соответствуют характеристикам, указанных в проектной документации. К акту приложена соответствующая фототаблица.
По правилам ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган, в том числе, проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
Из изложенного следует, что целью проведения проверки уполномоченным органом является установление возможности (допустимости) строительства планируемого объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке, и при установлении органом соответствия проектной документации требованиям градостроительного регламента, а также возможности возведения на земельном участке объекта капитального строительства по представленному проекту.
Вместе с тем исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
Так, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
По смыслу приведенных положений закона уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, к которым начало проведения строительных работ или фактическое возведение объекта не отнесено.
При указанных обстоятельствах, ссылка в оспариваемом отказе в выдаче разрешения на строительство на наличие на арендованном земельном участке объекта, возведённого без необходимых разрешительных документов, не могла служить основанием для отказа в выдаче соответствующего разрешения.
Однако, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное органом местного самоуправления, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца.
Требования административного иска могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Так, оценивая решение администрации Хасанского муниципального округа от 07.12.2023 в остальной части, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для признания его незаконным.
Пункт 9.2.1 Регламента, утверждённого Постановлением администрации Хасанского муниципального района от 19.12.2019 № 671-па, содержит перечень документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно.
В п.п. 9.2.2 Регламента указан перечень документов, которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, так как они подлежит предоставлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в соответствии с п.п. 3 которого указаны результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ проектной документации, в том числе, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения.
При этом, перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, имеющей большую юридическую силу, чем Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдаче разрешения на строительство», утверждённый Постановлением администрации Хасанского муниципального района от 19.12.2019 № 671-па.
Частью 2 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с пп. «в» п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением, в том числе, результатов инженерных изысканий и материалов, содержащихся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ документации: разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения.
В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из материалов дела, представленных доказательств следует, и не оспаривалось сторонами, что в приложенных к заявлению в выдаче разрешения на строительство документах, поданных в администрацию Хасанского муниципального округа, отсутствовали результаты инженерных изысканий, поскольку административным истцом совместно с проектной организацией было принято решение об отсутствии необходимости в проведении инженерных изысканий.
При этом, в соответствии с действующим законодательством, отсутствие результатов инженерных изысканий, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Светлов А.Ю..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░