Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-8660/2022 ~ М-6288/2022 от 18.07.2022

К делу № 2а-8660/2022

УИД: 23RS0047-01-2022-008495-65

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар                                                                                       13 октября 2022 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего - судьи Ганчевой В.В.

при секретаре Костиковой А.С.

с участием:

представителя административного ответчика Шелуха А. В., действующего на основании доверенности № 619/01 от 23.03.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семенихиной В. П. к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,

установил:

Семенихина В.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар № 13872/26 от 08.06.2022, обязать предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, без учета требования наличия документов, подтверждающих постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указано, что административный истец является инвалидом второй группы. С целью реализации социальных прав инвалидов, Семенихина В.П. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар ей отказано, разъяснено, что реализации данного права возможна при условии постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С указанным отказом Семенихина В.П. не согласна, в связи с чем, обратилась с настоящими административными требованиями.

Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки и распиской об извещении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил отказать.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона, правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства наделены лица, либо организации, чьи права, свободы и законные интересы, нарушены, либо созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд /п.11 ст.226 КАС РФ/.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенихина В.П. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой Краснодарского городского бюро медико-социальной экспертизы № МСЭ-2001 № от 07.05.2003, инвалидность установлена бессрочно.

23.05.2022 Семенихиной В.П. направлено обращение в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Письмом от 08.06.2022 года № заместителя директора департамента, начальника отдела аренды земли департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар Губского А.Н. сообщено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного хозяйства и садоводства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, осуществляется при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также разъяснена возможность самостоятельно инициировать формирование земельного участка (при наличии градостроительной возможности) путем обращения в Департамент, в отделы филиала МФЦ или через Единый портал государственных и муниципальных услуг за оказанием муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка» с приложением схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Административный истец полагает отказ незаконным, нарушающим ее права, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

В силу п. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Разрешая заявленные административные требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 указанной статьи установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24.02.1995 № 181-ФЗ «О социальной заприте инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).

Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учётом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ).

Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, наличие у Семенихиной В.П. инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.

Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В связи с этим, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки для инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, которые состоят на жилищном учёте или имеют основания для постановки на жилищный учёт.

Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Семенихиной В.П. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости административного истца в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, Семенихина В.П. не представила суду доказательств, что состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 № 2986-О, от 23.04.2015 № 772-О выражена правовая позиция, согласно которой норма ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, обратившегося за льготным получением земельного участка без предоставления документов, подтверждающих признание его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Из правовой позиции, отражённой в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, а на тех, относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, состоящих на жилищном учёте или имеющих основания для постановки на жилищный учёт.

В соответствии с пунктом 9 административного регламента, утверждённого постановлением администрации от 02.03.2015 № 1890 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» администрация предоставляет муниципальную услугу через уполномоченный орган (департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар).

Согласно пункту 41 административного регламента для получения муниципальной услуги заявителям предоставляется возможность представить заявление о предоставлении муниципальной услуги и документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для предоставления муниципальной услуги, в том числе в форме электронного документа: в уполномоченный орган (в том числе посредством почтовой связи); через МФЦ в уполномоченный орган; посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование портала, с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Таким образом, в уполномоченный орган, МФЦ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка административный истец не обращалась. За предоставлением муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» Семенихина В.П. в администрацию не обращалась, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Установление факта нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий при реализации им права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства вытекает из приведенных положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доказательства, подтверждающие нуждаемость административного истца в улучшении жилищных условий, в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон, принимая во внимание, что административным истцом не представлены доказательства нарушения ее прав административными ответчиками, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности /ч.ч. 1, 2, 3/.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░                                                           ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.10.2022.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-8660/2022 ~ М-6288/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенихина В.П.
Ответчики
ДМСиГЗ
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Ганчева Валерия Викторовна
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky--krd.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация административного искового заявления
18.07.2022Передача материалов судье
20.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2022Подготовка дела (собеседование)
15.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2022Предварительное судебное заседание
13.10.2022Предварительное судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2023Дело оформлено
02.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее