Дело №а-64/2023
25RS0036-01-2023-000039-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2023 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием административного истца ФИО4, его представителя ФИО9,
административного ответчика – начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12,
ФИО3 муниципального района Приморского края ФИО10,
представителя заинтересованного лица – ФИО3 муниципального района ФИО10 – ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к начальнику отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 (соответчик – Министерство образования Приморского края, заинтересованное лицо – ФИО3 района – ФИО3 муниципального района Приморского края ФИО10) о признании не законными действий начальника отдела образования ФИО3 муниципального района,
установил:
ФИО4 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ он, являясь отцом двух несовершеннолетних детей, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представляя их интересы в реализации конституционного права на образование, руководствуясь статьей 43 Конституции РФ, статьей 63 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», проинформировал начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 о том, что им (для его детей, с учётом их мнения) выбрана форма получения общего образования в форме семейного образования. О данном выборе в адрес ФИО12 направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение образования в семейной форме осуществляется вне образовательных организациях, а равно вне образовательных отношений, также закреплено исключительное право родителей на свободный выбор формы получения образования для своих детей. При выборе родителями формы получения образования вне образовательных организаций, последние, обязаны проинформировать о своём выборе орган местного самоуправления, который в свою очередь, обязан вести учёт детей данной категории. Каких-либо дополнительных обязанностей (границ, условий) для родителей при осуществлении данного выбора, как федеральным, так и региональным законодательством не установлено. Однако, такую обязанность установила начальник отдела образования ФИО6 ЯМР ФИО12. Так, в своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 требует повторно обратиться в отдел образования с уведомлением, кроме того требует предоставить заверенные копии документов, содержащие персональные данные членов его семьи. В этой связи полагает, что его уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ не возымело каких-либо юридических последствий, а должностное лицо отдела образования уклонилось от обязанности постановки его детей на учёт, чем нарушила права его несовершеннолетних детей на получение образования вне образовательных организациях. Так же полагал, что требование ФИО12 в части, касающейся предоставления заверенных копий документов, нарушают его права в области законодательства РФ о персональных данных. В обоснование своих действий ФИО12 ссылается на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минпросвещения РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Письмо Министерства образования и науки РФ № НТ-1139-08 от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанные нормы не содержат в себе тех требований, которые предъявляются к нему со стороны ФИО12, кроме этого, данными нормами не устанавливаются обязательные требования к оформлению данного уведомления, так же не определён порядок и способ информирования органа местного самоуправления. Ссылка должностного лица на Постановление ФИО6 ЯМР №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ так же не состоятельна, поскольку данное постановление не вступило в законную силу и не могло применяться по отношению к гражданам. По данному поводу он ДД.ММ.ГГГГ обратился к прокурору ФИО3 <адрес>. В ответе прокурора № ВО-75-22 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются его доводы о том, что Постановление №-ПА не вступило в законную силу, в этой связи в адрес ФИО3 ЯМР прокурором принесён протест. Постановление №-ПА было обжаловано по существу в Управление Роскомнадзора по ДВФО с указанием на несоответствие положений данного постановления федеральному законодательству РФ в области персональных данных. В ответе заместитель руководителя Управления РКН по ДВФО подтверждает его доводы и указывает на избыточность запрашиваемых персональных данных. В этой связи Управлением в адрес ФИО3 района направлено требование об устранении нарушений законодательства в области персональных данных (№ от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, начальником отдела образования не были сделаны должные выводы, не были прияты какие-либо меры к досудебному урегулированию данного спора и требование обратиться повторно в отдел образования с уведомлением, так же предоставить копии ряда документов в отдел образования, сохранилось; более того, данное требование документально подтвердил ФИО3 <адрес> ФИО10 в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, где сообщает, что ФИО12, предъявляя оспариваемые требования, кроме прочих оснований, руководствовалась Приказом № Минпросвещения РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи, ФИО10 считает требование ФИО12 законным и обоснованным. Однако, он полагает, что ФИО3 ЯМР не верно определил круг субъектов, на которых распространяется действие данного приказа, в этой связи, не верно истолковывает и применяет на практике нормы материального права по следующим основаниям. Приказ № утверждает Порядок приёма на обучение по образовательным программам. В пункте 1 указано, что данный Порядок регламентирует правила приёма граждан РФ на обучение в образовательные организации, т.е. при условии возникновения образовательных отношений. При этом, его дети получают образование в семейной форме, т.е. вне образовательных организаций, вне образовательных отношений. Ни он, ни его супруга не обращались в какие-либо образовательные организации с заявлением для зачисления, а в силу закона проинформировали о выборе формы обучения отдел образования ЯМР. Полагает, что ФИО10, применяя к нему Приказ №, считает отдел образования ЯМР – образовательной организацией, но этот возможный довод также не состоятелен в силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 10 № 273-ФЗ. Данным положением законодатель чётко разделяет образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Иных законных оснований для обоснования своих требований ФИО12 не приводит. Кроме того, им в адрес ФИО12 направлялись письма № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, ответы на которые должностным лицом в установленный законом срок в его адрес направлены не были. Данное бездействие со стороны ФИО12 было обжаловано в прокуратуру ФИО3 <адрес>. В своём ответе № ВО-75-22 от ДД.ММ.ГГГГ прокурор района подтверждает его довод о том, что должностным лицом не даны разъяснения на поставленные вопросы в обращениях № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Тем самым, начальник одела образования нарушил его права, регламентируемые частью 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в этой связи прокурором в адрес ФИО3 ЯМР внесено представление, ФИО12 привлечена к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. Однако, ФИО12 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 № 59-ФЗ, части 4 статьи 4.1 КоАП РФ не приняла должных и скорейших мер к восстановлению его нарушенных прав, в этой связи он был вынужден повторно обратиться в прокуратуру района. В своём ответе № ВО-120-22 от ДД.ММ.ГГГГ прокурор района по данному факту указывает, что меры по устранению выявленных нарушений законодательства должностными лицами ФИО6 приняты не в полном объёме, в связи с чем в адрес ФИО3 направлено требование о возвращении к рассмотрению раннее внесённого представления. Однако, на дату ДД.ММ.ГГГГ ответы по указанным выше обращениям, должностным лицом в его адрес не направлялись. Он предпринял все возможные меры к досудебному урегулированию данного спора, в этой связи неоднократно обращался в рамках личного приёма к ФИО3 <адрес> ФИО10 в порядке статьи 13 № 59-ФЗ, на что были получены ответы № отДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. При исчислении процессуальных сроков в соответствии с ФИО3 8, статьи 219 КАС РФ, пункта 16 Постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ просил учитывать, что на дату ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо не отказалось от своих требований в части, касающейся повторного обращения в отдел образования, предоставления заверенных копий документов. Основание однозначно полагать, что данные требования нарушают его права, и права его детей, у истца возникло только после изучения ответа ФИО3 <адрес> ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ. При исчислении процессуального срока, в части нарушения его прав при рассмотрении обращений граждан, просил учитывать, что обязанность у должностного лица рассмотреть обращения и направить ответы в его адрес на дату ДД.ММ.ГГГГ сохраняется. Более того, данные бездействия неоднократно обжаловались в прокуратуру ФИО3 <адрес>, в этой связи у него были все основания полагать, что административный ответчик добросовестно выполнит свои обязанности и восстановление нарушенных прав будет осуществлено без обращения в суд. На основании изложенного, административный истец просил суд признать законным и обоснованным уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в отдел образования ФИО3 муниципального района в порядке статьи 63 № 273-ФЗ; признать не законными действия начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 по применению к нему Постановления ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным и отменить требование начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12, указанное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся повторного обращения в отдел образования для предоставления уведомления; признать незаконным и отменить требование начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12, указанное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся предоставления заверенных копий документов; признать незаконными бездействие начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 по не предоставлению ответов на его обращения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением ФИО3 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено Министерство образования <адрес>.
До начала судебного разбирательства ФИО4 направил в суд письменные пояснения, из содержания которых следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у него есть все основания полагать, что должностными лицами отдела образования ФИО3 муниципального района уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ признано не законным, не обоснованным, поданным в нарушение действующего законодательства РФ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела образования ФИО13 в своем письме в его адрес № от ДД.ММ.ГГГГ прямо указывает, что для постановки его детей на учёт ему необходимо выполнить ряд действий. В этой связи он полагает, что на дату ДД.ММ.ГГГГ постановка детей на учёт в отделе образования не состоялась. Пытаясь разобраться в данной ситуации, в адрес ФИО12 направлено обращение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил сообщить, состоялась ли постановка его детей на учёт. Ответ на данное обращение на дату ДД.ММ.ГГГГ в его адрес не направлялся. Однако, ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела образования ФИО12 в своём письме в его адрес № также указывает, что ему необходимо повторно предоставить в отдел образования уведомление. Факт применения к нему Постановления №-ПА подтверждается письмом ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ФИО12 требует от него совершить действия по предоставлению ряда документов, ссылаясь при этом в своей основе на указанное постановление. Иные НПА, указанные ФИО12 в данном письме, не возлагают на него обязанности совершить действия, указанные ФИО12 В дальнейшем, в письме № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 указывает, что ему даны разъяснения действующего законодательства в письме № ДД.ММ.ГГГГ. В своих письмах в его адрес № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (на 3 странице) ФИО10 так же ссылается на письмо ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ, считая его законным, обоснованным. В ответе прокурора в его адрес № ВО-75-22 от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что Постановление №-ПА не вступило в законную силу, в этой связи в адрес ФИО3 муниципального района прокурором принесён Протест. Требования о признании незаконными и отмене требований ФИО12 по предоставлению в отдел образования уведомления о выборе формы обучения, а также заверенных копий документов вытекают из письма № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 в своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ (на 3 странице) указывает, что требование должностных лиц органа местного самоуправления о предоставлении необходимых документов обоснованно и законно. В этой связи, сам факт предъявления требования полагает установлен, подтверждён. На дату ДД.ММ.ГГГГ каких-либо объективных, документальных доказательств того, что его уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует каким-то нормам, либо подано в нарушение какого-то предусмотренного порядка, административным ответчиком, заинтересованным лицом не представлено. В этой связи требование ФИО12 повторно предоставить в отдел образования уведомление, заверенные копии документов считает не законным, не обоснованным. Также на дату ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком, заинтересованным лицом каких-либо объективных, документальных доказательств того, что ответы на его обращения от 4 и ДД.ММ.ГГГГ направлялись в его адрес не представлено. Более того, в адрес административного ответчика ФИО12, заинтересованного лица ФИО14 им направлены письма № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Данными письмами выражал готовность в рамках личного приёма уточнить заявленные исковые требования и их фактические основания. Так же выражал готовность обсуждать проведение сторонами примирительной процедуры. Однако, должностными лицами на дату ДД.ММ.ГГГГ не предпринято каких-либо ответных действий.
В судебном заседании административный истец ФИО4, его представитель ФИО15 настаивали на удовлетворении административных исковых требований, просили иск удовлетворить, представили дополнительные пояснения, из содержания которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административный ответчик указала, что его дети по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете в отделе образования. Однако, административный ответчик продолжает утверждать, что уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ содержит недостатки в части отсутствия документов, подтверждающих учет мнения детей, а также документов, подтверждающих проживание детей на территории района. Между тем, при указании данных недостатков, ответчик не поясняет их происхождение. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ2 года при подаче уведомления в отдел образования он сообщил ФИО13 адрес проживания и адрес регистрации. Также из пояснений ответчика следует, что предъявляя к нему оспариваемые требования, он руководствовался постановление №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как указанное постановление на дату его применения не вступило в законную силу, о чем прокурором района был принесен протест. Относительно доводов о пропуске срока давности указали, что на сегодняшний день данное требование ФИО12 не отменено, ответы на его обращения также до настоящего времени ему не даны. О том, что постановление №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в силу, ФИО12 как должностное лицо высокого ранга должна была знать. Отметили, что представленный журнал учета детей, получающих образование в форме семейного образования, содержит минимальные сведения о детях, в связи с чем не понятна цель представления дополнительных документов и сбора информации.
Административный ответчик – начальник отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 с административным исковым заявлением не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, представила письменные возражения на иск, из содержания которых следует, что при рассмотрении уведомления и постановке детей на учет были применены нормы Конституции РФ (статья 38 и статья 43), Семейного кодекса РФ (статья 63) Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 17, статья 58), Приказа № Министерства просвещения РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждён Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства просвещения РФ, которым утверждён Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, информационное Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации получения образования в семейной форме». В пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации независимо от их возраста регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом лицам, не достигшим 14-летнего возраста, к свидетельству о рождении выдается свидетельство о регистрации по месту жительства формы №. В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», в пункте 15 статьи 10.1 указано, что требования настоящей статьи не применяются в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на государственные органы, муниципальные органы, а также на подведомственные таким органам организации функций, полномочий и обязанностей. На основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ дети ФИО16 поставлены на учёт в журнале, как дети получающие образование в форме семейного образования. Информационное письмо за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит требований предоставить в отдел образования копии документов, а предложено представить документы, удостоверяющие личности и сведения о регистрации детей на территории ФИО3 <адрес>. Действующее законодательство не содержит норм, требующих уведомлять родителей при постановке детей на учет. Принимая во внимание, что Постановление №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ отменено Постановлением №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, то на основании части 2 стать 225 КАС РФ производство по административному делу подлежит прекращению в части пункта 2 заявления. Относительно требований, изложенных в пунктах 3-5 административного искового заявления, считает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обжалования, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Кроме того, на обращения истца, зарегистрированные за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ и за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, дан ответ за исх. 428/1 от ДД.ММ.ГГГГ и отправлен заказной почтой с почтовым уведомлением о вручении. Дополнительно пояснила, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было признано законным, дети административного истца были поставлены на учет. О чем произведена соответствующая запись в журнале. В оспариваемом письме содержится не требование о предоставлении нового уведомления, а предложение представить необходимые документы. Поскольку в законе не указаны требования к данному уведомлению, органы местного самоуправления в своих нормативно-правовых актах сами определяют такую форму. Протест прокурора был принесен не в отношении сути постановления №-ПА, а по форме вступления его в законную силу. В дальнейшем был принят новый Порядок учета детей. В уведомлении должно быть отражено мнение детей на выбор формы получения образования, чего в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ сделано не было. Также не было понятно, где именно дети проживают, в связи с чем и было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, чтобы выяснить где дети проживают. Также при постановке на учет обычно родители предъявляют документы о прохождении промежуточной аттестации, чего в данном случае сделано также не было.
Представитель заинтересованного лица – ФИО3 муниципального района ФИО10 – ФИО11 с требованиями, изложенными в административном исковом заявлении, не согласился, просил суд в заявленных требованиях ФИО4 отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из содержания которого следует, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в России образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования); обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. На основании статьи 58 закона освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Вместе с тем, в соответствии со статьей 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Приказом № 458 Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 года утверждён Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Согласно пунктам Порядка: 7. Правила приема в конкретную общеобразовательную организацию на обучение по основным общеобразовательным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливаются общеобразовательной организацией самостоятельно. 22. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего, реализующего право, предусмотренное, пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона. 26. Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) или поступающего; копию свидетельства о рождении ребенка или подтверждающего родство заявителя; копию свидетельства о рождении полнородных и не полнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства; копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам. 31. Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов. 32. На каждого ребенка или поступающего, принятого в общеобразовательную организацию, формируется личное дело, в котором хранятся заявление о приеме на обучение и все представленные родителем(ями) (законным(ыми) представителем(ями) ребенка или поступающим документы (копии документов). При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и), законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в абзацах 2-6 настоящего пункта, а поступающий – оригинал с. документа, удостоверяющего личность поступающего. Приказом № 115 от 22 марта 2021 года Министерством просвещения РФ утверждён Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В указанном Порядке определено, что при выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа, об отчислении обучающегося из организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование. Анализ действующего законодательства свидетельствует об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования в порядке установленных законами и нормативно-правовыми документами. В образовательных организациях ФИО3 муниципального района дети ФИО16 ранее не обучались и их личные данные отсутствуют, а при подаче уведомления о выборе формы обучения в виде образования не представлены какие-либо документы, в том числе о прохождении промежуточных аттестаций, то ему было предложено представить необходимые документы, что им не было сделано до настоящего времени.
Заинтересованное лицо – ФИО3 муниципального района ФИО10 в судебном заседании пояснений относительно заявленных исковых требований не представил.
Представитель административного соответчика Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направил.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного соответчика, извещенного о дате и времени слушания надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, а также правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования установлены и урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу статьи 17 закона об образовании, в Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Согласно статье 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Форма получения общего образования, и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территориях которых они проживают.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, руководствуясь положениями действующего законодательства РФ, направил начальнику отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 уведомление о выборе формы получения образования в форме семейного образования, для своих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (6 класс), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (1 класс). В уведомлении содержался почтовый адрес для корреспонденции: <адрес>. Данное обращение было принято, на обращении был проставлен входящий номер №(8) от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 направил начальнику отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 обращение, в котором он указал, что ДД.ММ.ГГГГ при регистрации его уведомления о выборе формы получения образования в форме семейного образования для своих несовершеннолетних детей, у него состоялся разговор с исполняющим обязанности начальника отдела образования ФИО3 <адрес> ФИО13, которая выдвинула ему ряд требований, которые касались правильности оформления уведомления, а также требования, касающиеся порядка получения общего образования в форме семейного, в связи с чем у него возникли вопросы, изложенные в обращении, в том числе, касающиеся порядка оформления соответствующего уведомления, необходимый перечень документов для предоставления их в отдел образования, а также порядок проведения промежуточной аттестации. Данное обращение было принято, на обращении был проставлен входящий номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером № и.о. начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО13 в адрес ФИО4 было направлено письмо, в котором указан список документов, необходимых для постановки на учёт детей, получающих общее образование в форме семейного и проживающих на территории ФИО3 муниципального района, а именно: паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетних, свидетельство о рождении несовершеннолетних, сведения о регистрации несовершеннолетних по месту проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО2 направили начальнику отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 обращение, из содержания которого усматривается что ДД.ММ.ГГГГ по адресу их фактического проживания (<адрес>) прибыл сотрудник полиции для проведения каких-то проверочных мероприятий в рамках своей компетенции. В ходе беседы им стало известно, что инициатором проведения данных проверочных мероприятий выступает отдел образования ФИО3 <адрес>, хотя при подачи уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудником отдела ФИО13 были заданы интересующие ее вопросы, касающиеся членов их семьи, на которые были даны развернутые и полные ответы. Заявители полагали, что в ходе проведения указанных мероприятий, отдел образования ФИО3 <адрес> произвел необоснованный сбор персональных их семьи посредством сотрудников органов внутренних дел. Просили ответить им, обращались ли сотрудники отдела образования в какие-либо государственные структуры для проведения в отношении них проверочных мероприятий с целью сбора их персональных данных, а также указать норму права, послужившую повод для обращения, а также просили указать имеется ли у отдела образования их согласие на обработку и хранение их персональных данных. Данное обращение было принято, на обращении был проставлен входящий номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 направил начальнику отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 обращение, в котором он просил разъяснить ему, является ли перечень документов, представленный ему ФИО13, необходимых для постановки на учет детей, получающих общее образование в форме семейного, обязательным условием постановки его детей на учете, а также просил сообщить ему дату постановки на соответствующий учет его детей.
ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером № начальником отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 был направлен ответ на обращение ФИО4 (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ). Из содержания данного ответа следует, что заявителю были разъяснены положения действующего законодательства в сфере образования, в том числе положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также со ссылкой на Порядок учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования или самообразования и проживающих на территории ФИО3 муниципального района, утвержденный постановлением ФИО3 муниципального района ДД.ММ.ГГГГ №-ПА, ФИО4 было указано на необходимость обратиться в территориальный отдел образования по месту жительства (пребывания) детей с уведомлением о получении образования в форме семейного образования с приложением надлежащим образом заверенных копий документов (либо предъявить подлинники, для заверения копий специалистом): паспорт родителей (законных представителей); документ, подтверждающий полномочия законного представителя; свидетельства о рождении детей; документы, подтверждающие проживание детей на территории ФИО3 муниципального района, документы, подтверждающие прохождение промежуточной (итоговой) аттестации, при отсутствии документов промежуточной (итоговой) аттестации, документы подтверждающие уважительность ее не прохождения (медицинские справки о состоянии здоровья или болезни).
ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером № начальником отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 был направлен ответ на обращения ФИО4, ФИО2, в том числе ФИО4 был дан ответ о том, что его дети не могли быть поставлены на учет в образовательной организации для обучения в форме семейного образования, поскольку им не были представлены документы на детей.
ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером № ФИО3 муниципального района ФИО10 в адрес ФИО4 было направлено письмо с дополнительной информацией к письму № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему были даны дополнительные ответы на вопросы в его обращении.
ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером № ФИО3 муниципального района ФИО10 в адрес ФИО4 было направлено письмо с дополнительной информацией к письмам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого усматривается, что все требования должностных лиц органов местного самоуправления и образовательной организации о предоставлении заявления и необходимых документов законны и обоснованы, то есть правомерны, о чем заявителю было сообщено раньше.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет. Документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний). Вместе с тем в судебном порядке могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы указанные документы.
Как было указано выше, в силу части 5 статьи 63 закона об образовании, органы местного самоуправления ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, при этом при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления, на территории которого они проживают.
При этом, поскольку порядок такого информирования родителями (законными представителями) органов местного самоуправления, на территории которых проживают дети, о выборе получения детьми общего образования в форме семейного образования регулируется нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», суд исходит из того, что требование о признании такого информирования законным не вытекает из главы 22 КАС РФ.
Уведомление ФИО4 о выборе формы получения образования в форме семейного образования № от ДД.ММ.ГГГГ не является решением, порождающим правовые последствия для граждан и (или) организаций. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение), определяющего значения не имеет.
Между тем, данный документ – уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ – носит уведомительный характер и составлен гражданином, не наделенным государственными или иными публичными полномочиями, в связи с чем законность и обоснованность данного уведомления не может являться самостоятельным предметом оспаривания.
Кроме того, суд принимает во внимание пояснения административного ответчика, начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12, в совокупности с представленной копией Журнала учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования, из содержания которых следует, что фактически несовершеннолетние дети ФИО4 были приняты на учет детей, получающих общее образование в форме семейного образования со дня подачи ФИО16 С.В. соответствующего уведомления.
Из содержания пункта 9 статьи 226 КАС РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ в их взаимосвязи следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействие, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
Между тем, поскольку указанная совокупность не установлена, суд оснований для удовлетворения данного требования административного истца суд не находит.
Оценивая требования административного истца о признании незаконными действий начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 по применению к нему Постановления ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что действительно в ответе начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № имеется ссылка на Постановление ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования или самообразования и проживающих на территории ФИО3 муниципального района, которым в свою очередь утверждена форма Уведомления и перечень документов, необходимых для постановки на учёт детей, получающих общее образование в форме семейного и проживающих на территории ФИО3 муниципального района.
Между тем, само по себе указанное Постановление ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ к административному истцу не применялось, на него была сделана ссылка в оспариваемом ответе в совокупности с приведением иных норм законодательства в области образования.
Заслуживающим внимания также признается и тот факт, что на основании соответствующего протеста прокурора ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Постановление ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ было отменено соответствующим постановлением ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для проверки законности указанного нормативно-правового акта у суда не имеется.
Довод представителя заинтересованного лица, что постановлением ФИО3 <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ было отменено только лишь постановление ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, но не сам Порядок учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования или самообразования и проживающих на территории ФИО3 муниципального района, судом отклоняется как необоснованный, поскольку из пункта 2 постановления ФИО3 муниципального района №-па от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что начальнику отдела образования (ФИО12) в срок до ДД.ММ.ГГГГ было поручено разработать Порядок учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования или самообразования и проживающих на территории ФИО3 муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 муниципального района в прокуратуру ФИО3 <адрес> был направлен проект в новой редакции Порядка учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования или самообразования и проживающих на территории ФИО3 муниципального района для его проверки и подготовки заключения.
В тоже время, оценивая требования административного истца о признании незаконными и отмене требований начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12, указанных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся повторного обращения в отдел образования, для предоставления уведомления, а также предоставления заверенных копий документов, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
В тоже время федеральным законодателем предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
В частности, действующим законодательством предусмотрена возможность получения образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе, в форме семейного образования. При этом, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. При получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
При этом, исходя из положений части 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территориях которых они проживают.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115, из содержания которого следует, что при выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из Организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Вместе с тем форма такого уведомления/сообщения с перечнем документов, необходимых прилагать к такому уведомлению/сообщению, данным Порядком не установлена, также как не установлена и иными действующим нормативно-правовыми актами в сфере образования, в связи с чем по смыслу закона, подается в произвольной форме без приложения каких-либо документов.
При ведении учета базы данных органов муниципальных образований должны содержать следующие сведения: сведения о ребенке: фамилия, имя и отчество (при наличии), число, месяц и год рождения, место проживания (с указанием постоянное или временное), в т.ч. сведения о месте фактического проживания в случае отличия его от места регистрации; сведения о законных представителях ребенка: фамилия, имя, отчество, место проживания, контактная информация; форма получаемого образования для ребенка.
Сведения о форме получаемого ребенком образования должны обязательно отражаться при учете.
Родители (законные представители), которые выбирают для своих детей форму получения образования в форме семейного образования, обязаны лишь информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают, о своем решении.
Кроме того, часть 5 статьи 63 закона об образовании не конкретизирует вид проживания детей на территории муниципального образования, что свидетельствует о том, что органом местного самоуправления ведется учет детей, проживающих на данной территории как постоянно, так и временно.
Таким образом, поданное ФИО16 С.В. ДД.ММ.ГГГГ начальнику отдела образования ФИО3 муниципального района уведомление о выборе формы получения образования в форме семейного образования, содержащее фамилии, имена, отчества, год рождения детей, почтовый адрес, данные законного представителя, являлось основанием для постановки его несовершеннолетних детей на соответствующий учет, следовательно, необходимости повторного обращения ФИО4 в отдел образования для предоставления уведомления, а также предоставления заверенных копий документов, не имеется, в связи с чем требования административного истца в данной части являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Кроме того, суд учитывает и положения должностной инструкции заместителя главы Администрации – начальника отдела образования Администрации Яковлевского муниципального района, из содержания которой усматривается, что должностное лицо – заместитель главы, координирующий вопросы в сфере образования на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, действует в пределах предоставленных ему полномочий, в состав которых полномочия на выдачу каких либо требований, либо предписаний в отношении граждан не включены.
Довод административного ответчика и представителя заинтересованного лица со ссылкой на статьи 34, 58 закона об образовании, о необходимости последующего прохождения промежуточной аттестации, что влечет необходимость предоставления документов, по мнению суда, основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 закона об образовании ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Согласно части 3 статьи 34 закона об образовании, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
В силу частей 4, 10 статьи 58 вышеназванного закона образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
При этом, исходя из положений статьи 33 закона об образовании, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 закона об образовании).
При этом зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 года № 458.
Таким образом, необходимость предоставления документов, соблюдения формы заявления возникает на этапе возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией при прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, либо при продолжении ребенком обучения в образовательной организации, а не на этапе информирования о выборе формы получения общего образования в форме семейного образования.
В рассматриваемом случае вопрос о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации детей ФИО4 не ставился, отношения с образовательной организацией не возникли, заявление ФИО16 С.В. о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо о продолжении обучения в образовательной организации, не подавалось.
На избыточность запрашиваемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки в отношении оспариваемого письма № от ДД.ММ.ГГГГ указывает и Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение ФИО4 Из содержания указанного ответа следует, что из информации, представленной Министерством образования <адрес>, следует, что единые требования к объему сведений/документов для органов местного самоуправления, необходимых для постановки на учет лиц, получающих образование в семейной форме, отсутствуют. Таким образом, Постановление ФИО3 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА «Об утверждении Порядка учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования или самообразования и проживающих на территории ФИО3 муниципального района» является нормативно-правовым актом в данной сфере деятельности. Вместе с тем, из утвержденной формы согласия на обработку персональных данных следует, что для предоставления услуги, ФИО3 муниципального района обрабатывает персональные данные в следующем объеме: персональные данные обучающегося (ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации и места проживания, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные о его выдачи, номера телефонов, адрес электронной почты, информация о промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации) персональные данные родителя (законного представителя) (ФИО, адрес прописки и места проживания, реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя, номера телефонов, адрес электронной почты), что указывает на избыточность запрашиваемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки. В данной связи Управлением направлено Требование об устранении нарушений законодательства в области персональных данных в адрес ФИО3 муниципального района.
При этом, ссылка представителя заинтересованного лица на Постановление ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок учета детей, получающих общее образование в форме семейного образования или самообразования и проживающих на территории ФИО3 муниципального района, в котором, в том числе, установлен перечень необходимых документов, который подает родитель (законный представитель) при подаче уведомления о переходе на семейное образование, в рассматриваемом случае не обоснована, поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ прокурором ФИО3 <адрес> был вынесен протест № на данное постановление ФИО6, в котором он требовал постановление отменить. Протест прокурора был рассмотрен и удовлетворен, ФИО3 муниципального района <адрес> было вынесено постановление №-па от ДД.ММ.ГГГГ, которым Постановление ФИО3 муниципального района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ было отменено.
Оценивая требования ФИО4 о признании незаконным бездействия начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 по не предоставлению ответов на обращения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что в силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из представленных материалов дела следует, что фактически на указанные обращения ФИО4 от 4 и ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом – начальником отдела образования ФИО3 муниципального отдела ФИО12 были даны ответы в письмах № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 района – ФИО3 муниципального района ФИО10 был дан дополнительный ответ к письму № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО4
По факту нарушения должностным лицом – начальником отдела образования ФИО3 муниципального отдела ФИО12 сроков рассмотрения обращений ФИО4 постановлением мирового судьи судебного участка № ФИО3 судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Между тем, как было указано выше, по смыслу действующего законодательства предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействие, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности с положениями части 1 статьи 178 КАС РФ, суд приходит к выводу, что само по себе несоблюдение должностным лицом – начальником отдела образования ФИО3 муниципального отдела ФИО12 сроков направления ответа на обращения ФИО4, в данном случае, не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку ответы им получены, что не оспаривается административным истцом, в связи с чем указанное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения заявленного требования.
Ссылка административного истца на ответы прокуратуры ФИО3 <адрес> № ВО-75-22 от ДД.ММ.ГГГГ и № ВО-120-22 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие указания, в том числе, что должностным лицом не даны разъяснения на поставленные в обращениях ФИО4 вопросы в полном объеме, в рассматриваемом случае признается необоснованной, поскольку несогласие административного истца с существом данных ему ответов не свидетельствует о бездействии начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 по даче ответов на обращения, тогда как в административном исковом заявлении ставится именно вопрос о признании незаконным бездействия должностного лица по не предоставлению ответов на обращения, чего установлено не было.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд находит заявленные административные требования истца ФИО4 подлежащие удовлетворению в части, а именно в части признания незаконными требований начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12, изложенных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся повторного обращения ФИО4 в отдел образования для предоставления уведомления, а также в части, касающейся предоставления ФИО16 С.В. заверенных копий документов. Оснований для удовлетворения остальных заявленных требований суд не находит.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в числе прочего суд указывает на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12 устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО4 путем принятия мер по отмене указанных требований, изложенных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, о чем уведомить суд и заявителя.
Оценивая доводы представителя заинтересованного лица и пояснения административного истца относительно пропуска срока на обжалование действий должностного лица, суд исходит из того, что административным истцом неоднократно предпринимались попытки оспорить незаконные действия должностного лица – начальника отдела образования ФИО3 муниципального района ФИО12, выраженные в требовании по представлению документов № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, путем обращений в прокуратуру ФИО3 <адрес> и в Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу. Законность действий должностного лица отдела образования были подтверждены ФИО3 муниципального района ФИО10 в письме № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, поскольку должностными лицами ФИО3 муниципального района никаких действий по устранению нарушений закона принято не было, административный истец воспользовался своим правом оспорить действия должностных лиц в судебном порядке для восстановления своих нарушенных прав в установленный действующим законодательством срок.
Руководствуясь частью 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьями 177-180, 227 КАС РФ
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░12 (░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░3 ░░░░░░ – ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░10) ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░12, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░16 ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░12 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░4 ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░4
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17 ░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░