Дело № 2а-399/2023 <данные изъяты>
УИД 13RS0003-01-2023-000447-35
Решение
именем Российской Федерации
п. Чамзинка 27 июля 2023 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Овчинникова Бориса Борисовича,
при секретаре судебного заседания Трямкиной Е.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Чамзинского района Республики Мордовия, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оборудованию ограждения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности принять меры к устранению выявленных нарушений,
установил:
Прокуратура Чамзинского района Республики Мордовия, действующая в интересах неопределённого круга лиц, обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указала, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства. Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 03.02.2020 №9 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения. Так, по улице Ленина, д.45 расположен контейнер, площадью 4 кв.м., однако на момент проверки указанный контейнер не имел оборудованной контейнерной площадки, отсутствовал подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Отмеченные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере отходов производства и потребления ставят под угрозу конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку стихийное, неконтролируемое образование отходов влечет за собой загрязнение земель, почвенного слоя, их биологическое оскудение. В результате ущемляются экологические и санитарно- эпидемиологические потребности, как настоящего, так и будущих поколений, в связи с чем круг лиц, чьи права нарушены невозможно определить, привлечь их в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них. На основании изложенного просит: Признать незаконным бездействие администрации Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по оборудованию ограждения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на территории сельского поселения по улице Ленина, д.45. Возложить на администрацию Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течение 5 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства контейнерной площадки, расположенной по улице Ленина, д.45, а именно обеспечить: подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Прокурором Чамзинского района Республики Мордовия Некаевым Н.Б. заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, суд считал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика. 17 июля 2023 года и.о.главы администрации Отрадненского сельского поселения Канунникова С.А. обратилась с заявлением в котором указал, что просит рассмотреть дело без её участия, исковые требования признает.
В соответствии со статьями 291, 292 Кодекса административного судопроизводства суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного производства в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства, без ведения аудио-протоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно соглашению от 30 декабря 2016 года о передаче осуществления части полномочий Чамзинского муниципального района Отрадненскому сельскому поселению по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, дополнительному соглашению от 17.02.2023 к соглашению от 30.12.2016 №б/н, полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов переданы Отрадненскому сельскому поселению.
Согласно акту проверки исполнения законодательства об обращении с твердыми бытовыми отходами от 22 июня 2023 года составленному помощником прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Чевтайкиной А.А., установлено, что проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 03.02.2020 №9 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения. Так, по улице Ленина, д. 45 расположен контейнер, площадью 4 кв.м., однако на момент проверки указанный контейнер не имел оборудованной контейнерной площадки, отсутствовал подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Отмеченные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере отходов производства и потребления ставят под угрозу конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку стихийное, неконтролируемое образование отходов влечет за собой загрязнение земель, почвенного слоя, их биологическое оскудение. В результате ущемляются экологические и санитарно- эпидемиологические потребности, как настоящего, так и будущих поколений, в связи с чем круг лиц, чьи права нарушены невозможно определить, привлечь их в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
В соответствии с п. 18 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N° 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.
Из представленных доказательств следует, что в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Отрадненского сельского поселения, по улице Ленина, д.45 расположен контейнер, площадью 4 кв.м., на момент проверки указанный контейнер не имел оборудованной контейнерной площадки, отсутствовал подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что сторонами не оспаривается, учитывая изложенное административный ответчик в силу вышеприведенных правовых положений является органом, осуществляющим, в том числе, организацию деятельности в области обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования.
Учитывая, что на административного ответчика законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории поселения в пределах своей компетенции, а доказательств того, что на момент рассмотрения административного дела выявленные нарушения устранены, не представлено, суд находит заявленные административные исковые требования о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оборудованию ограждения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений, подлежащими удовлетворению.
Срок, требуемый прокурором для устранения выявленных нарушений экологического законодательства, отвечает требованиям разумности. Начало течения данного срока административным истцом обоснованно заявлено с момента вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что вне зависимости от заявления прокурором данных требований, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Отрадненского сельского поселения, а также сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, относятся к вопросам местного значения и в силу закона возложена на соответствующие муниципальные органы, которые обязаны их решать систематически в предусмотренном законом порядке, вне зависимости от заявления требований в судебном порядке.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░.45.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 (░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░.45, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░.░░░░░░░░░░