УИД 11RS0001-01-2023-017150-37 Дело № 2а-2082/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев 17 апреля 2024 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре посредством ВКС административное дело по административному исковому заявлению Чередова ... к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании компенсации,
установил:
Чередов С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации относительно состояния здоровья незаконными, взыскании компенсации, с учетом уточнений к административному исковому заявлению, в размере 3 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в ... года обращался в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, в части предоставления медицинской помощи по заболеванию «... Указанный диагноз был ему выставлен в период содержания в СИЗО- 1 с ** ** ** по ** ** ** года. Решением суда №... установлено, что диагноз «...» не подтвердился, т.е. тем самым ему предоставлена ложная информация о наличии у него ..., что негативно сказалось на его личной жизни. .... Аналогичная ситуация произошла в ** ** ** года, когда его вновь поместили в СИЗО-1. В связи с предоставлением недостоверной информации он испытывал морально-нравственные страдания.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством ВКС на удовлетворении административного искового заявления настаивал, указывая, что именно предоставление недостоверной информации о наличии у него «...» привело к тому, что ..., он длительное время жил с мыслью о наличии у него ..., переживал, в связи с чем просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Гиниатулин Е.Ш. с требованиями не согласился, указывая, что административного истца никто в заблуждение не вводил, по данным диагностических исследований все ... диагноз не установлен.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в деле не направили.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, материалы дела №..., оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
При этом из статьи 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Приказом Минюста России от 28.12.2017 №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 указанного Порядка установлено, что порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 23 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, лица, заключенные под стражу, или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом, при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли (части 2 и 3 ст.22 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
...
...
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Чередов С.С. в период с ** ** ** по ** ** ** содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Также Чередов С.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по день подачи иска.
Медицинскую помощь на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми осуществляет филиал Медицинской части №... ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в которой истец наблюдался с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по день подачи иска.
В рамках дела №..., экспертным заключением №... (п) установлено, что при поступлении ** ** ** в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми анализы на наличие ...
При этом из заключения следует, что в ходе оказания медицинской помощи в период с ** ** ** по ** ** ** в стационаре ГБУЗ РК «... ...» у Чередова С.С. при проведении ... от ** ** ** были обнаружены ... Однако дальнейшего обследования, подтверждающего диагноз ... не проводилось.
Таким образом, вопреки утверждению административного истца, о наличии у него ... ему было известно до помещения в следственный изолятор.
...
Довод о том, что в связи с наличием у административного истца ..., который был ему установлен при первом помещении в СИЗО, был изменен приговор Сыктывкарского городского суда, наказание было смягчено, суд находит несостоятельным, так как из апелляционного постановления Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** не следует, что данный диагноз установлен при проведении медицинского обследования в СИЗО. Более того, из приведенного выше экспертного заключения достоверно установлено, что в нарушение действующих санитарных правил анализы на ... не брались, ... не определялся.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Положениями статьи 12.1 УИК РФ установлено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Принимая во внимание, что каких-либо нарушений со стороны административных ответчиков, в том числе по информированию истца о наличии у него ..., не установлено, данный диагноз истцу в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми также не устанавливался, что свидетельствует об отсутствии неправомерных действий со стороны ответчиков, которые негативно повлияли на его ..., прихожу к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании действий незаконными и взыскании компенсации.
руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░ ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.05.2024 ░░░░.