Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4615/2023 ~ М-3470/2023 от 05.04.2023

Дело №2а-4615/2023

14RS0035-01-2023-004792-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Якутск                              31 мая 2023 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации городского округа «город Якутск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности,

установил:

Прокурор города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился с самостоятельным административным исковым заявлением к Окружной администрации ГО «город Якутск». В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой г. Якутска Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения федерального законодательства о дорожной деятельности на дорогах местного значения г. Якутска. В ходе проведенной проверки установлено, что автомобильные дороги, расположенные по адресу: ул.Жатайская 1-я мкр.Марха г.Якутск Республика Саха (Якутия), Российская Федерация включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения ГО «город Якутск», утвержденный распоряжением главы ГО «город Якутск» от 14.09.2022 №1982р, но фактически являются бесхозяйными и не значится в реестре муниципального имущества, земельные участки под указанными автомобильными дорогами не сформированы, на кадастровом учете не стоят, техническая инвентаризация и паспортизация не проведена. Допущенное со стороны административного ответчика бездействие в вопросах осуществления дорожной деятельности нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Просил признать бездействие Окружной администрации ГО «город Якутск» по паспортизации и признанию бесхозяйными автомобильных дорог по: ул.Жатайская 1-я мкр.Марха г.Якутск Республика Саха (Якутия), Российская Федерация незаконным; возложить на Окружную администрацию ГО «город Якутск» обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги по: ул.Жатайская 1-я мкр.Марха г.Якутск Республика Саха (Якутия), Российская Федерация в течение трех месяцев со дня изготовления технического паспорта подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию, необходимую для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей – автомобильной дороги по ул.Жатайская 1-я мкр.Марха г.Якутск Республика Саха (Якутия), Российская Федерация.

В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Полятинская М.Т. административное исковое заявление, поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Окружной администрации города Якутска по доверенности Коба Е.А. в судебном заседании согласился с административным иском, с учетом уточнения. Также просил установить срок 12 месяцев для изготовления технических паспортов на автомобильные дороги.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) по доверенности Винокурова Н.М. с требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление.

Иные участники процесса на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайства не направили, причину неявки суду не сообщили.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Якутска Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения федерального законодательства о дорожной деятельности, организации и безопасности дорожного движения на дорогах местного значения г. Якутска.

В ходе проведенной проверки установлено, что автомобильные дороги, расположенные по адресу: ул.Жатайская 1-я мкр.Марха г.Якутск Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения ГО «город Якутск», утвержденный распоряжением главы ГО «город Якутск» от 14.09.2022 №1982р, но фактически являются бесхозяйными и не значатся в реестре муниципального имущества, земельные участки под указанными автомобильными дорогами не сформированы, на кадастровом учете не стоят, техническая инвентаризация и паспортизация не проведена.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) задачами настоящего закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 196-ФЗ под «автомобильной дорогой» понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Статьей 5 Федерального закона N 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ).

В силу положений пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ).

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на такой учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся па территориях этих муниципальных образований.

При этом, местоположение и границы бесхозяйных автомобильных дорог, а также иные сведения, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, как следует из части 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлежат указанию в декларации, обязанность по составлению которой в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 марта 2022 года № П/0072 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" возложена на органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся бесхозяйные объекты недвижимости.

В силу подпункта 4 пункта 9 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ но капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", принятым Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 22 июля 2015 года N 78-П (далее ГОСТ 33388-2015), техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.

Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.

Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Исходя из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, после истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет (в случае постановки на учет линейного объекта - по истечении трех месяцев) орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности па эту вещь.

Учитывая изложенное, Окружная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом городского округа «Город Якутск», уполномочена на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, и связи с чем необращение административного ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии перечисленных в решении автомобильных дорог на учет как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует    о незаконном бездействии административного ответчика.

Отсутствием технических паспортов на автомобильные дороги, расположенные по адресу: ул.Жатайская 1-я мкр.Марха г.Якутск Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, нарушены нормы законодательства о дорожной деятельности, административным ответчиком не приняты должные меры к обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах г. Якутска

Указанные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей Окружной администрацией ГО «город Якутск».

Указанные выводы подтверждаются позицией Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в кассационных определениях от 30 марта 2022 года по делу №88а-3104/2022, от 7 сентября 2022 года №88а-6948/2022, от 21 сентября 2022 года №88а-8767/2022.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 51 Обзора судебной практики N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021, обратил внимание на необходимость при рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения, устанавливать фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием дороги, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учетом вышеизложенных норм права, принимая во внимание, что в материалы настоящего административного дела не представлены надлежащие доказательства того, что выявленные недостатки устранены, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

При этом суд обращает внимание, что на Окружную администрацию ГО «город Якутск» возлагаются те обязанности, которые должны исполняться ею в соответствии с законом и правовыми актами местного самоуправления, в добровольном порядке они не исполнены учитывая очевидную необходимость обеспечения безопасности дорожного движения на конкретном участке автомобильной дороги местного значения.

С учетом изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

Однако с учетом времени, необходимого для выделения средств и подготовку технической документации, что занимает продолжительное время, суд считает необходимым обязать ответчика изготовить технические паспорта на вышеуказанную автомобильную дорогу в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░.░░░░░░░░░ 1-░ ░░░.░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░.░░░░░░░░░ 1-░ ░░░.░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 98401 ░░ ░░ ░-184 ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░; ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ░░.░░░░░░░░░ 1-░ ░░░.░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 98401 ░░ ░░ ░-184.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4615/2023 ~ М-3470/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Якутска
Ответчики
ОА г.Якутска
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)
Управление Росреестра в РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Жиркова Наталья Васильевна
Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация административного искового заявления
06.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Подготовка дела (собеседование)
02.05.2023Рассмотрение дела начато с начала
12.05.2023Подготовка дела (собеседование)
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
08.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее