70RS0005-01-2024-001875-56
Дело №2а-1708/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Томск 29 июля 2024 года
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Марущенко Р.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Шумковой А.Г.,
помощник судьи Незнанова А.Н.,
с участием
представителя административного истца помощника прокурора Томского района Томской области Яскульской Т.М.,
представителя административного ответчика Никифоровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Моряковского сельского поселения о признании постановления от 21.03.2019 №76 незаконным, возложении обязанности,
установил:
прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Моряковского сельского поселения о признании незаконным постановление администрации Моряковского сельского поселения от 21.03.2019 № 76 «О признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических лиц из многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в срок не позднее 31.12.2028, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> установив разумный срок отселения.
В обоснование заявленных требований указано, что заключением межведомственной комиссии многоквартирный дом по адресу: Томская <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В целях реализации решения Комиссии 21.03.2019 администраций Моряковского сельского поселения издано постановление № 76, пунктом 2 которого срок для расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес> установлен до 31.12.2028. Вместе с тем основные элементы здания находятся в неудовлетворительном состоянии, физический износ дома составляет более 90%. Полагал, что с учетом характера разрушений и дефектов установленный срок отселения жильцов до 31.12.2028 не может быть признан разумным, поскольку проживание в данном доме не отвечает критерию безопасности и ставит жизнь граждан под угрозу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Томского района Томской области Яскульская Т.М. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Моряковского сельского поселения Никифорова Е.А. заявленные требования не признала, указала, что действующим законодательством не определены сроки переселения граждан из домов, признанных аварийными. Указала, что в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда аварийные дома включаются в соответствии с датой признания их аварийными, поэтому, в первую очередь в следующую Программу будут включены дома, признанные аварийными в 2017, 2018 годах, затем 2019-2021 годы. Таким образом, переселение жителей аварийного дома по адресу: с<адрес> возможно осуществить только в рамках следующей Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области, срок принятия которой возможен не ранее 2025 года, в связи с чем, постановлением администрации поселения от 21.03.2019 №76 «О признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» установлен срок для добровольного сноса дома «до 31 декабря 2028 года».
Заинтересованное лицо: Администрация Томской области уведомлена о времени и месте надлежащим образом в суд своего представителя не направила.
В представленном суду письменном отзыве представитель Администрации Томской области Кузьмина А.А. полагала, что обязанность рассмотрения вопроса об установлении срока отселения жителей многоквартирного дома на основании приведенного правового регулирования возложена на орган местного самоуправления соответствующей отраслевой.
На основании ст. ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Администрации Томской области, извещенной о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения помощника прокурора Томского района, представителя административного ответчика администрации Моряковского сельского поселения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом, следует из материалов административного дела, в ходе проведенной прокуратурой Томского района проверки соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> в марте 2019 года являлся предметом рассмотрения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Заключением межведомственной комиссии от 13.03.2019 № RU 705143-3H 53/19 на основании заключения по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома по адресу: <адрес>, подготовленного ООО "Сибирский центр исследований", данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Физический износ строительных конструкций дома определен в заключении ООО "Сибирский центр исследований", на основании экспертного заключения МК№4 от 01.02.2019 составляет 90%.
Постановлением администрации Моряковского сельского поселения №76 от 21.03.2019, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу; установлен плановый срок расселения до 31.12.2028.
Как установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Томского района проверки соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в аварийном состоянии; фактическое состояние данного многоквартирного дома создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, а также неопределенного круга лиц: прохожих, представителей организаций и граждан, посещающих этот дом.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г. (вопрос N 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
В оспариваемом постановлении не мотивирована продолжительность установленного срока, в связи с этим у суда нет оснований считать, что административным органом приняты во внимание техническое состояние дома, иные имеющие значение для определения данного срока обстоятельства. Указанное свидетельствует о произвольности решения о сроке расселения жильцов.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
С учетом аварийного технического состояния конструкций дома и степени их физического износа (90%) установленный административным ответчиком срок отселения из указанного дома граждан (до 31.12.2028 года) не отвечает принципу разумности, поскольку предполагает дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого характеризуется угрозой обрушения.
При таком положении оспариваемое постановление администрации Моряковского сельского поселения в части установления срока расселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, до 31.12.2028 нарушает права и законные интересы как граждан, проживающих в них, так и неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор в силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно обратился в суд с административным иском, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Учитывая неустранимый физический износ жилого дома в размере 90%, суд полагает, что сроки расселения жильцов многоквартирного дома должны отвечать требованиям разумности. При этом исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при выявлении признаков аварийности жилых домов, при обстоятельствах, когда дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их жизни и здоровья, органами местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает в частности на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Разрешая вопрос о порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор, суд полагает необходимым возложить на администрацию Моряковского сельского поселения обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока расселения жильцов дома по адресу: <адрес>, в разумных пределах.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку нарушение требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан продолжается до настоящего времени, оспариваемое нарушение является длящимся и срок обжалования в данном случае административным истцом не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 21.03.2019 №76 ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.03.2019 №76 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 31.12.2028.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.08.2024
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1708/2024