УИД 11RS0001-01-2022-010244-78 дело № 2а-9093/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Смолевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 29 ноября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Гусева Вячеслава Валерьевича к Управлению Судебного департамента в Республике Коми, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Гусев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Судебного департамента в Республике Коми о присуждении денежной компенсации за нарушение условий его содержания в результате размещения в Сыктывкарском городском суде Республики Коми при избрании меры пресечения и в последующем при рассмотрении уголовного дела в зале судебного заседания в клетке. Указал, что каждый раз, когда его доставляли в суд, при помещении его в зале суда в клетку в зале присутствовали его родственники, что причиняло ему страдания. Полагает, что указанные обстоятельства являются достаточным основанием для присуждения в его пользу денежной компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Судебный департамент при Верховном Суде РФ, ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми.
Стороны, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, материалы уголовного дела № 1-1054/2015, суд приходит к следующему.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
Статья 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
При разрешении дела на основании представленных доказательств, сведений материалов уголовного дела, судом установлено, что административный истец Гусев В.В. доставлялся в Сыктывкарский городской суд Республики Коми для рассмотрения вопроса об обеспечительных мерах и рассмотрении уголовного дела 5 раз – 24.07.2015 и 22.09.2015 – конвоировался для избрания меры пресечения, 19.11.2015, 02.12.2015 и 03.12.2015 - для участия в судебном заседании при рассмотрении дела по существу.
Порядок и условиях содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Условия содержания лишенных свободы лиц, как это разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47, должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В статье 3 Федерального закона № 103-ФЗ закреплено, что содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
С учетом положений названного федерального закона залы судебных заседаний в судах общей юрисдикции не отнесены к местам содержания под стражей.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей должны соблюдаться основные требования обеспечения изоляции.
Изоляция достигается посредством охраны подозреваемых и обвиняемых в специальных местах и помещениях, осуществления постоянного надзора за ними, установления строгих правил поведения на период заключения под стражу, ограничения отношений между подозреваемыми и обвиняемыми, особенно с гражданами вне мест содержания под стражей.
Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест содержания под стражей. В служебных зданиях всех судов и в местах проведения их постоянных выездных заседаний оборудуются камеры для содержания лиц, заключенных под стражу, в зале заседания суда, в помещениях для размещения личного состава караула.
Приказом Судебного департамента от 02.12.1999 № 154 утвержден СП 31-104-2000 Свод правил по проектированию и строительству. Здания судов общей юрисдикции», введен в действие с 01.08.2000.
Согласно названному Своду правил, на что указано в письменном отзыве ответчика, в целях соблюдения требований безопасности в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел в каждом суде республики установлены металлические заградительные решетки, ограждающие с четырех сторон место содержания для подсудимых во время проведения судебных заседаний.
Согласно пункту 5.9 Свода правил подзона для подсудимых должна выделяться заградительной решеткой в соответствии с пунктом 8.3 Свода правил и не должна примыкать к стене. Пунктом 8.3 Свода правил предусматривалось, что в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следовало устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см, ограждающую с четырех сторон место для размещения подсудимых во время проведения судебных процессов. Ограждаемая решеткой площадь должна была обеспечивать размещение от 3 до 20 подсудимых, она устанавливалась в задании на проектирование.
Заградительная решетка должна иметь дверь размером 200х80 см и перекрытие (сетка рябица). Для изготовления заградительной решетки следовало применять металлический прут диаметром не менее 14 мм. Допускалось выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.
Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 111/ГС утвержден СП 152.13330.2012 Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования, который введен в действие с 01.07.2013.
Пункт 7.9 Свода правил 2012 устанавливал, что для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел предусматриваются защитные кабины, которые как место для размещения лиц, содержащихся под стражей, огораживаются с четырех сторон на высоту не менее 2,2 м., формирую таким образом защитную кабину. Премыкание кабины к стене с оконными проемами не допускалось. Ограждаемая площадь должна обеспечивать размещение до 20 лиц, содержащихся под стражей (устанавливается заданием на проектирование). Скамьи устанавливались в один или два ряда. Рекомендуемое число мест на скамье не более 6. Установка столов не предусматривалась. Защитная кабина могла быть выполнена из металлической решетки или из прочного стекла, устойчивого к огнестрельному орудию.
Согласно пункту 1.2 Свода правил 2012 данные требования распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции, при этом для реконструируемых зданий настоящий Свод правил следует использовать по возможности.
В настоящее время при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции применению подлежит Свод правил СП 152.13330.2018 Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.08.2018 № 524/пр и введен в действие с 16.02.2019.
В соответствии с требованиями названного Свода правил в залах для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, необходимо огораживать с четырех сторон на высоту не менее 2,2 м, формируя таким образом защитную кабину, стены которой должны быть выполнены из прочного стекла, устойчивого к огнестрельному оружию и взлому. Настоящий Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции.
Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140 утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в соответствии с пунктом 307 которого в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена.
В соответствии с разделом 7.2 Методических рекомендаций по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда, утвержденных Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 24.11.2009, в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел устанавливаются металлические решетки, пуленепробиваемые стекла либо иные приспособления, ограждающие места для размещения подсудимых во время проведения служебных процессов.
По смыслу установленным нормативных предписаний размещение подсудимых в залах судебных заседаний, мера пресечения в отношении которых избрана в виде заключения под стражу, должно осуществляться только в защитных заграждениях в целях безопасности, как состава суда, так и участников процесса, потерпевших, свидетелей, что не противоречит Конституции РФ либо иным федеральным законам в установленном порядке.
Обоснованность помещения административного истца за ограждения в зале суда установлена. В указанный период времени Гусев В.В. находился под стражей, что предполагает в соответствии с положениями статей 5, 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ его пребывание в изоляции от гражданского общества, условия его содержания как подозреваемого (обвиняемого) в залах судебного заседания при рассмотрении вопросов, связанных с продлением сроков содержания под стражей, рассмотрением жалоб районным судом, в защитных кабинах, выполненных из металлических решеток, определялось именно этим обстоятельством.
Поскольку содержание Гусева В.В. внутри ограждения в залах судебного заседания в здании суда было рассчитано на временное пребывание его как лица, содержащегося под стражей, являлось мерой обеспечения безопасности, такое временное пребывание само по себе не может расценивается как унижающее честь и достоинство личности и не является безусловным основанием для признания прав административного истца нарушенными.
С учетом доводов иска судом также не установлено безусловных доказательств того, что нахождение административного истца во время судебных разбирательств по уголовным делам за защитным ограждением лишало его воли к защите своих прав и интересов, право на судебную защиту Гусевым В.В. реализовано, что административным истцом не отрицалось.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» следует, что лицам, содержащимся под стражей, не должны причиняться лишения и страдания белее тех, которые являются неизбежными при лишении свободы, а их здоровье и благополучие должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Таких нарушений условий содержания административного истца в зале суда при разрешении заявленных требований не установлено.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Между тем, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого действия (бездействия) административного ответчика требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца по настоящему делу не установлена, в связи с чем основания для признания оспариваемых действий административных ответчиков незаконными, и, как следствие право истца на получение денежной компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ у Гусева В.В. не возникло.
Требования иска Гусева В.В. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░ ░░░░ – 1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300000 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.01.2023.