Административное дело №2а-776/2023
УИД 75RS0031-01-2023-001735-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Е.В. Сафоновой, при секретаре Н.А. Мачневой,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации сельского поселения «Улан-Цацыкское» к Оловяннинскому районному отделу службы судебных приставов, Управлению ФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации сельского поселения «Улан-Цацыкское» Цыренжапов С.Ж. обратился в суд с вышеназванным требованием.
В обоснование указал, что решением Оловяннинского районного суда по делу №2-730/2020 от 09.11.2020 на администрацию сельского поселения «Улан-Цацыкское» возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ от опоры №1 до опоры №4, протяженностью 0,2 км., выполненной на опорах типа СК-1 в с. Улан-Цацык Оловяннинского района Забайкальского края. Возбуждено исполнительное производство №52096/21/75055-ИП от 21.08.2021 г. Службой судебных приставов 07.04.2022 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации СП «Улан-Цацыкское» в сумме 50 000 рублей. Исполнить решение суда по административному делу ранее и в установленный добровольный срок исполнения не представилось возможным по причине отсутствия финансовых средств в бюджете сельского поселения на изготовление технической документации и для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества. В целях определения стоимости изготовления необходимой технической документации, формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка был ранее и в настоящее время получен письменный ответ от 20.01.2022 от кадастрового инженера (коммерческое предложение) согласно которому, стоимость составляет 15 000 рублей. Администрация СП ранее обращалась в администрацию МР «Оловяннинский район» за оказанием финансовой помощи и выделении дополнительных финансовых средств. Денежные средства не выделены. Собственных доходов в бюджете сельского поселения практически не имеется, и администрация осуществляет деятельность, только за счет дотаций, поступающих из бюджета муниципального района «Оловяннинский район». На следующий финансовый 2024 год администрация поселения намерена изыскать дополнительную финансовую помощь через муниципальный район, так как электролиния обеспечивает электроснабжением сельскую школу, а также провести сход граждан и рассмотреть возможность сбора пожертвований от односельчан. В действиях администрации сельского поселения «Улан-Цацыкское» отсутствует виновное или небрежное (халатное) неисполнение требований исполнительного документа. В бюджете сельского поселения в 2021, 2022, 2023 годах финансовые средства на проведение кадастровых работ по земельному участку для оформления объекта электросетевого хозяйства не утверждены за отсутствием источников финансирования. Сумма исполнительского сбора является для бюджета сельского поселения значительной и не исполнимой. Соответственно принудительное взыскание исполнительского сбора из бюджета сельского поселения окончательно приведет к невозможности исполнения решения суда и кроме того к дополнительному неисполнению иных полномочий жизнеобеспечения поселения из-за нехватки бюджетных средств.
Просит освободить администрацию сельского поселения «Улан-Цацыкское» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей вынесенному постановлением от 07.04.2022 заместителем начальника отделения Оловяннинского РОСП по исполнительному производству №52096/21/75055-ИП от 21.08.2021.
Определением о принятии к производству от 23.11.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца глава администрации СП «Улан-Цацыкское» Цыренжапов С.Ж. участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал.
Представители административных ответчиков – Управления ФССП России по Забайкальскому краю, Оловяннинского РОСП в судебном заседании не участвовали, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно части 9 статьи 21 Закона N 229-ФЗ в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Оловяннинского районного суда от 09.11.2020 г. постановлено: обязать администрацию сельского поселения «Улан-Цацыкское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ от опоры № 1 до опоры № 4, протяженностью 0,2 км., выполненной на опорах типа СК-11 в с.Улан-Цацык Оловяннинского района Забайкальского края.
Решение вступило в законную силу 11.12.2020 г., выдан исполнительный лист.
В соответствии с указанным решением заместителем старшего судебного пристава Оловяннинского РОСП Лазаревой Н.В. 07.04.2022 г. вынесено постановление в отношении администрации сельского поселения «Улан-Цацыкское» о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства №52096/21/750055-ИП от 21.08.2021 в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Административным истцом предоставлен отчет дебиторской и кредиторской задолженности, из которого усматривается текущая задолженность по заработной плате, услуги связи, электроэнергии. Денежные средства в сельском поселении на исполнение вышеуказанного решения отсутствуют.
Согласно предоставленной справке кадастрового инженера стоимость кадастровых работ в отношении электролинии в с. Улан-Цацык составляет 15000 рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года N 13-П исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера. Исполнительский сбор выражается в возложении на должника обязанности по производству определенной дополнительной выплаты в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода, мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В данном случае, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие, что для исполнения судебного решения требуются значительные финансовые затраты, которые в сельском поселении отсутствуют. Администрация СП «Улан-Цацыкское» финансируется за счет средств бюджета МР «Оловяннинский район». Однако, как установлено материалами дела, финансирование расходов на проведение кадастровых работ относительно электролинии в с. Улан-Цацык со стороны администрации муниципального района «Оловяннинский район» в 2021, 2022 годах не производилось.
Требования исполнительного документа не исполнены в установленный срок, поскольку в бюджете поселения отсутствуют денежные средства на указанные цели, администрация муниципального района финансирование не обеспечила, поскольку установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, был нарушен истцом по уважительным причинам, не зависящим от воли должника, суд считает возможным удовлетворить требования административного истца и освободить администрацию СП «Улан-Цацыкское» от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07.04.2022 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 21.08.2021 ░. №52096/21/75055-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.12.2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░