РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июня 2020 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Подоляк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Паниной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-269/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области к Задемленюку Владимиру Николаевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени за несвоевременную уплату налога,
установил:
МИФНС России №9 по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с налогоплательщика Задемленюка В.Н. (ИНН №) задолженность по земельному налогу за 2017 год, по сроку уплаты 03.12.2018 в сумме 8609 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 125 рублей 84 копейки, а всего 8734 рубля 84 копейки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Задемленюк В.Н. в соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ. По данным Росреестра в 2017 году за налогоплательщиком были зарегистрированы земельные участки: К№, местоположение: <адрес>, К№, местоположение: <адрес>. Налогоплательщику направлено по почте по месту его регистрации уведомление от 18.07.2018 №13239744 об уплате земельного налога, которое не исполнено. В соответствии со ст.69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование от 30.01.2019 №13101 на сумму 8609 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 125 рублей 84 копейки, которое не исполнено. В связи с чем, налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка №21 Кимовского судебного района Тульской области о взыскании с Задемленюка В.Н. задолженности по уплате земельного налога и пени за несвоевременную уплату налога. 26.09.2019 был вынесен судебный приказ №2а-972/2019, который впоследствии по заявлению должника был отменен определением мирового судьи судебного участка №21 Кимовского судебного района от 08.10.2019. В соответствии с положениями абз.3 п.2 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. На момент подготовки искового заявления задолженность по налогам и пени за их несвоевременную уплату налогоплательщиком не уплачены.
Данные обстоятельства и явились причиной для обращения в суд.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил уточненное административное исковое заявление, в котором просил взыскать с налогоплательщика Задемленюка В.Н. (ИНН №) задолженность по земельному налогу за 2017 год, по сроку уплаты 03.12.2018 по земельному участку с К№ в сумме 109 рублей. Просил рассмотреть данное административное дело без его участия.
Административный ответчик Задемленюк В.Н. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда, о причине неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
С учетом положений ч.2 ст.289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (ст.48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании п.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На основании п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
На основании п.п.2, 3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи.
На основании п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.2 ст.387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п.3 ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с п.7 ст.396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
В силу п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Судом установлено, и усматривается из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 28.04.2020 №71-0-1-21/4006/2020-10763, №71-0-1-21/4006/2020-10761, №71-0-1-21/4006/2020-10759, что в 2017 году, в срок до 23.01.2017 Задемленюку В.Н. принадлежал на праве собственности земельный участок с К№, местоположение: <адрес>, вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения крестьянского хозяйства (л.д.39-52).
26.07.2018 в адрес административного ответчика налоговым органом по месту его регистрации было направлено налоговое уведомление от 18.07.2018 №13239744 об уплате земельного налога за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018. Сумма земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих Задемленюку В.Н., на сумму 8609 рублей, из которой: 8500 рублей - на земельный участок с К№, местоположение: <адрес>; 109 рублей - на земельный участок с кадастровым номером К№, местоположение: <адрес> (л.д.20).
21.02.2019 в адрес административного ответчика налоговым органом по месту его регистрации было направлено требование по состоянию на 30.01.2019 №13104 об уплате земельного налога за 2017 год по сроку уплаты 26.03.2019 на сумму 8609 рублей (л.д.23).
В указанный срок сумма налога налогоплательщиком Задемленюком В.Н. не была оплачена.
26.09.2019 в адрес мирового судьи судебного участка №21 Кимовского судебного района Тульской области поступило заявление МИФНС №9 по Тульской области о вынесении судебного приказа в отношении должника Задемленюка В.Н. (л.д.55-56).
В том же день мировом судьей судебного участка №21 Кимовского судебного района Тульской области был вынесен судебный приказ № 2а-972/2019 о взыскании с Задемленюка В.Н. задолженности по налогам за 2017 год на общую сумму 8609 рублей (л.д.53-54).
В связи с поступившими от должника Задемленюка В.Н. возражениями относительно исполнения данного судебного приказа (л.д.57) определением мирового судьи судебного участка №21 Кимовского судебного района Тульской области, от 08.10.2019 судебный приказ №2а-972/2019 отменен (л.д.15).
30.03..2020, в установленный ст.48 НК РФ срок, административный истец обратился в Кимовский городской суд Тульской области с настоящим административным исковым заявлением.
Анализируя установленные доказательства, суд пришел к выводу, что административным истцом соблюден установленный порядок взыскания с Задемленюка В.Н. суммы земельного налога, также соблюден срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании образовавшейся задолженности после отмены судебного приказа о взыскании с административного ответчика спорной задолженности, административное исковое заявление подано в срок, установленный абз.2 п.3 ст.48 НК РФ.
Приходя к выводу о взыскании суммы земельного налога с административного ответчика Задемленюка В.Н., суд руководствовался следующим.
На основании п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Пунктом 1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Между тем, в соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона №221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона №221-ФЗ, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», считаются ранее учтенными земельными участками.
Не является препятствием взиманию земельного налога, если земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.
На основании пп.2 п.1 ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу п.1 ст.396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п.п. 15 и 16 настоящей статьи.
С учетом того, что налогоплательщик владел земельным участком с К№ в 2017 году до 23.01.2017, суд соглашается с размером земельного налога, исчисленного налоговым органом в соответствии с требованиями ст.396 НК РФ в сумме 109 рублей, подлежащего взысканию с административного ответчика.
На основании ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу аб.10 ч.2 ст.61.1 НК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
На основании пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ административный истец Межрайонная ИФНС России №9 по Тульской области освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче вышеуказанного административного искового заявления в суд.
Сведений об освобождении административного ответчика Задемленюка В.Н. от уплаты государственной пошлины в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования Кимовский район Тульской области государственную пошлину в размере 300 рублей в соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ч.5 ст.138, ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 14, ░░░░ 1077116002105, ░░░ 7116144445, ░░░ 711601001, ░░░░░░░░░░░░░░░░ 01.06.2007) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░ 03.12.2018, ░ ░░░░░ 109 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░