Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4259/2023 ~ М-3035/2023 от 19.06.2023

63RS0039-01-2022-003270-48

2а-4259/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 августа 2023 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д., при секретаре Ахметовой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4259/2023 по административному исковому заявлению Пермякова Александра Павловича к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании решения незаконным и возложении обязанности,

установил:

Пермяков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившихся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и представленных документов, мотивируя свои требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, «Ясная Поляна», участок № 86, и нежилого строения (летнего дома) площадью 19,9 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

Пермяков А.Н. обратился к Главе городского округа Самара через Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 354 кв.м, без проведения торгов, в собственность бесплатно, для садоводства, занимаемого летним домом. Письмом Департамента управления имуществом городского округа Самара №15-07-26/17035 от 02.05.2023 произведен возврат заявления о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в собственность бесплатно с мотивировкой о том, что выявлено противоречие между представленными документами и сведениями, полученными Департаментом в порядке межведомственного взаимодействия в отношении объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке: согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости (летний дом) с кадастровым номером №, площадью 19,9 кв.м., расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу на праве собственности.

В целях уточнения границ и площадей принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости в виде земельного участка и летнего дома, Пермяков А.Н. обратился в ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ».

Согласно заключению кадастрового инженера, выполненного ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ», объект капитального строительства (летний дом) находится за границей приобретенного истцом земельного участка с кадастровым номером №.

Ссылаясь на то, что указанное решение, изложенное в письме, ограничило права административного истца как собственника в возможности оформления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно, занимаемого принадлежащим истцу на праве собственности объектом недвижимости, административный истец просит признать незаконным решение Департамента управления имуществом городского округа Самара о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и представленных документов; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Пермякова А.П. от 17.01.2023.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов Департамента управления имуществом городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, в аренду, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 настоящего пункта), о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Из материалов дела следует, что Пермяков А.П. является собственником нежилого строения – летнего дома площадью 19,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, год завершения строительства 1998 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 42-44).

Пермяков А.П. также является собственником земельного участка площадью 115 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по тому же адресу, с разрешенным использованием – садоводство, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 35-41).

23.01.2023 административный истец обратился к Главе городского округа Самара через Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, занимаемого летним домом, для садоводства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 17 км Московского шоссе, «Ясная Поляна», участок № 86, с условным кадастровым номером <адрес>, площадью 354 кв.м.

Решением, изложенным в письме № 15-07-26/17035 от 02.05.2023, Департамент возвратил заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с пакетом документов с мотивировкой о том, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие расположение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности.

В соответствии с п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель, обратившись в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, для получения предварительного согласования, должен представить:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

Согласно пункту 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 этой же статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из письменных объяснений административного ответчика следует, что к заявлению Пермякова А.П. не были приложены документы, подтверждающие расположение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности. В процессе рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка выявлено противоречие между представленными документами и сведениями, полученными Департаментом в порядке межведомственного взаимодействия в отношении объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке: согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости (летний дом) с кадастровым номером №, площадью 19,9 кв.м., расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности.

Как следует из материалов дела, Пермяков А.П., обращаясь с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в качестве основания для предоставления земельного участка указал пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ (л.д. 14-15).

В пункте 17 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без торгов, утвержденного Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, отмечено, что при подаче заявления на основании пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, заявитель предоставляет: документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка, установленные законодательством Российской Федерации; выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

Установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка Пермяковым А.П. приложены: схема расположения земельного участка; сообщение заявителя, содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; а также выписки из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), что соответствует требованиям подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Перечень оснований для возращения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приведен в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а указанные выше Департаментом управления имуществом г.о. Самара основания не входят в установленный законом перечень.

Учитывая, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка административным истцом были приложены документы, а также указана вся необходимая информация, оснований для возврата заявления у административного ответчика не имелось, оно подлежало принятию к рассмотрению уполномоченным органом и проведению последующих процедур, установленных административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов", утв. Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 N 171.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Действия Департамента по возврату документов фактически являются отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как все документы, необходимые для рассмотрения заявления, были предоставлены.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, объект капитального строительства (летний дом), принадлежащий истцу на праве собственности, находится за границей приобретенного заявителем земельного участка с кадастровым номером 63:01:0255005:682, что подтверждается заключением кадастрового инженера, выполненного ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ».

Согласно указанному заключению, по результатам измерений и камеральной обработки данных границ земельного участка в натуре было установлено, что площадь земельного участка составляет 354 кв.м. На местности земельный участок имеет искусственное ограждение (забор). Границы исследуемого земельного участка не пересекают границы иных земельных участков, существующих в ЕГРН по состоянию на 11.01.2023. Конфигурация испрашиваемого земельного участка представляет собой прямоугольник. Формирование земельного участка в иных границах или площади невозможна. Границы смежных земельных участков внесены в ЕГРН, имеют кадастровые номера № № (Пермяков А.Н.), №, в связи с этим, подписание акта согласования не требуется в силу закона. Пермяков А.П. является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № (право собственности № от 26.10.2021), а также является правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером № (запись регистрации права № № от 26.10.2021). При выезде на место и проведении инженерно-геодезической съемки было выявлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером № находится за границами приобретенного заявителем земельного участка с КН №. Согласно Плана границ земельного участка, который являлся неотъемлемой частью договора купли-продажи продавца, объект недвижимости – летний дом, расположен в границах и конфигурации указанных в плане, выполненном МУП «Городской земельный центр» от 01.10.1997 г. (л.д. 21-34).

При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для возврата Пермякову А.П. заявления по указанным административным ответчиком основаниям не имелось, ввиду чего решение Департамента управления имуществом г.о. Самара, изложенное в письме от 02.05.2023 года № 15-07-26/17035, подлежит признанию незаконным, а заявление Пермякова А.П. удовлетворению.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Пермякова А.П. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.01.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 02.05.2023 ░░░░ № 15-07-26/17035, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.01.2023.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.08.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4259/2023 ~ М-3035/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермяков Александр Павлович
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Качмарев Михаил Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Копьёва Мария Дмитриевна
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация административного искового заявления
20.06.2023Передача материалов судье
22.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2023Предварительное судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее