Дело № 2а-90/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Далматово Курганской области 21 февраля 2022 г.
Далматовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Карелина А.В.,
при секретаре судебного заседания Никитиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Далматовского района Курганской области к МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломовой Е.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
Установил:
Администрация Далматовского района Курганской области обратилась в суд с административным иском к МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что решением Далматовского районного суда Курганской области от 27.09.2021 на административного истца возложена обязанность предоставить Снигиревой Е.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 21.01.2022 с Администрации Далматовского района Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. по исполнительному производству № 144/22/45028-ИП от 21.01.2022. Решение суда Администрацией района было исполнено 01.01.2022. В связи с этим Администрация Далматовского района Курганской области просит освободить её от взыскания вышеуказанного исполнительского сбора.
Определением судьи Далматовского районного суда Курганской области от 31.01.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены – Управление ФССП по Курганской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломова Е.В., в качестве заинтересованного лица привлечен – прокурор Далматовского района.
Представитель административного истца - Администрации Далматовского района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие
Представители административных ответчиков - Управления ФССП по Курганской области и МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области, заинтересованных лиц – Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Финансового управления Курганской области, Управления социальной защиты населения Курганской области, Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Прокурор Стадник Р.О. считал заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Статьёй 30 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями статьи 112 названного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 27.09.2021, вступившим в законную силу 30.11.2021, удовлетворены исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области, на Администрацию Далматовского района возложена обязанность предоставить Снигиревой Е.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
На основании исполнительного листа серия ФС № 034763548 от 13.12.2021, выданного в целях исполнения указанного судебного акта, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 11.01.2021 возбуждено исполнительное производство № 144/22/45028-ИП в отношении Администрации Далматовского района Курганской области, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломовой Е.В. 21.01.2021 вынесено постановление о взыскании с Администрации Далматовского района Курганской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Оценивая доводы административного иска, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
На основании ст. 2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон) полномочия по опеке и попечительству, полномочия по обеспечению жилыми помещениями передаются органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение этих полномочий.
В п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления таких полномочий.
В соответствии со ст. 8 Закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (ч. 1). Материальные ресурсы в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 3).
Таким образом, обеспечение граждан жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Далматовского района осуществляется при условии передачи жилых помещений из государственной собственности Курганской области в муниципальную собственность Далматовского района.
Согласно договора найма специализированного жилого помещения от 01.01.2022, акту приёма-передачи от 01.01.2022 Снигиревой Е.Н. предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
На момент возбуждения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора решение Далматовского районного суда от 27.09.2021 было исполнено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку поведение Администрации Далматовского района Курганской области нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.
Поскольку у суда нет оснований расценивать действия (бездействия) Администрации Далматовского района в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением, с учетом заявленных исковых требований, административный истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломовой Е.В. от 21.01.2022 в рамках исполнительного производства № 144/22/45028-ИП.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 21.01.2022 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 144/22/45028-░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░