Дело № 3а-70/2023
УИД 48OS0000-01-2023-000164-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2023 года г. Липецк
Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Шепелёва А.В.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Прокопенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шуликиной Яны Алексеевны к управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, управлению финансов Липецкой области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Шуликина Я.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, управлению финансов Липецкой области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что решением Советского районного суда г. Липецка от 09.08.2021 года на управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области была возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени указанное решение суда не исполнено. Из-за отсутствия предоставленного ей в разумный срок жилого помещения она вынуждена снимать жилые помещения и нести расходы по оплате за их аренду, в связи с чем испытывает сильные нравственные страдания. Административный истец просит взыскать с управления ЖКХ Липецкой области в лице управления финансов Липецкой области за счет средств бюджета Липецкой области компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.
Определением от 09.06.2023 года административное исковое заявление Шуликиной Я.А. принято к производству суда; к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФССП России, ГМУ ФССП России, УФССП России по Липецкой области, СОСП по Липецкой области.
Определением от 29.06.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Административный истец Шуликина Я.А. в судебное заседание не явилась, о времен и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов представителю.
В судебном заседании представитель административного истца по ордеру Кохан Д.В. поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении доводам.
Представитель административного ответчика управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенности Коновалов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на отсутствие нарушения разумного срока исполнения решения Советского районного суда г. Липецка от 09.08.2021 года и указывая, что приобретение жилых помещений управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим определенные процедуры и сроки, которые необходимо соблюдать заказчику. В 2021 году в целях исполнения судебных решений в отношении взыскателей, проживающих в Хлевенском районе, проведено 11 электронных аукционов, из них 10 признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок участников, по итогам одного заключен контракт. В 2022 году по результатам мониторинга рынка жилья в соответствии с приказом ОБУ «ЭКЖИЛФОНД» проводились запланированные закупки в тех районах Липецкой области, где имелась информация о строящихся и планируемых к вводу в эксплуатацию в 2022 году жилых помещениях, в основном в г.Липецке. По итогам мониторинга рынка жилья в Хлевенском районе Липецкой области коммерческие предложения отсутствовали, что подтверждается запросами ОБУ «ЭКЖИЛФОНД». В 2023 году по результатам мониторинга рынка жилья в соответствии с приказами ОБУ«ЭКЖИЛФОНД» проводились запланированные закупки в тех районах Липецкой области, где имелась информация о строящихся и планируемых к вводу в эксплуатацию в 2023 году жилых помещениях, в городах Задонске, Данкове, Усмани. В 2023 году в целях исполнения судебных решений в отношении взыскателей, проживающих в Хлевенском районе, проведено 8 электронных запросов котировок, информация о проведении которых размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок 12.06.2023 года, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок участников. В соответствии с заявлением Шуликиной Я.С. о предоставлении благоустроенного жилого помещения в г. Липецке, в связи с невозможностью закупки жилья в Хлевенском районе, управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в срок до 30.06.2023 года было запланировано проведение закупочных процедур по приобретению жилых помещений в г. Липецке. В настоящее время в соответствии с контрактом от 24.07.2023 года №03465000002230002130001 для взыскателя Шуликиной Я.А. приобретено жилое помещение, которое будет создано в г.Липецке. Полагал, что управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области при планировании закупок учитывает объем выделенных субсидий, результаты мониторинга рынка жилья в Липецкой области, наличие строящихся и планируемых к вводу в эксплуатацию жилых помещений, дату вступления решения в законную силу, что свидетельствует о должной степени заботливости и осмотрительности.
Представитель административного ответчика управления финансов Липецкой области по доверенности Цветкова Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам, аналогичным изложенным представителем управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области по доверенности Михайлова Э.С. в судебном заседании полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц ФССП России, ГМУ ФССП России, УФССП России по Липецкой области, СОСП по Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации и включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30.04.2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о компенсации правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок обладают граждане Российской Федерации, являющиеся взыскателями, при нарушении их права на исполнение судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, в разумный срок.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее – компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (ч. 4 ст. 1 Закона о компенсации, ст.ст. 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 года № 4-П указано, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Согласно ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с ч. 1 ст. 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 55, 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч.ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
Из материалов дела следует, что 24.06.2021 года в Советский районный суд г.Липецка поступило исковое заявление прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах Шуликиной Я.А. к управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о предоставлении жилого помещения.
Заочным решением Советского районного суда г. Липецка от 09.08.2021 года, вступившим в законную силу 28.09.2021 года, на управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области возложена обязанность предоставить Шуликиной Я.А. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
28.09.2021 года был выдан исполнительный лист ФС № №
Из материалов гражданского дела Советского районного суда города Липецка № 2-3603/2021 следует, что 28.09.2021 года указанный исполнительный документ был направлен в Межрайонное подразделение службы судебных приставов и согласно отметке на исполнительном листе 05.10.2021 года поступил адресату.
08.10.2021 года на основании исполнительного листа заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области Алексеевой О.В. было возбуждено исполнительное производство №34511/21/48025-ИП в отношении должника управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
29.10.2021 года заместителем начальника УЖКХ Липецкой области была информирована заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области Алексеева О.В. о добровольном исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, с указанием на то, что закупка жилых помещений для взыскателей в соответствии с планом-графиком ОБУ«ЭКЖИЛФОНД» запланирована на 1 квартал 2022 года, в настоящий момент осуществляются мероприятия по мониторингу рынка жилья в муниципальных районах Липецкой области, в том числе в целях определения НМЦК.
11.04.2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области Алексеевой О.В. вынесено постановление о взыскании с должника Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области исполнительского сбора, поскольку требования исполнительного документа должником не были исполнены.
В соответствии с требованием заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области Алексеевой О.В. УЖКХ Липецкой области необходимо было предоставить взыскателю Шуликиной Я.А. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По состоянию на дату вынесения решения по настоящему административному делу заочное решение Советского районного суда г.Липецка от 09.08.2021 года не исполнено, общая продолжительность исполнения судебного акта с момента поступления исполнительного листа в УФССП России по Липецкой области (05.10.2021 года) до даты рассмотрения настоящего административного дела (16.08.2023 года) составила 1 год 10 месяцев 12 дней.
Из материалов дела также усматривается, что должник – управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, на которое судом возложена обязанность по предоставлению жилья, не относится к субъектам предпринимательской деятельности, а является структурным подразделением администрации Липецкой области – органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приобретение жилых помещений управлением осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предусмотрены определенные процедуры и сроки, которые необходимо соблюдать заказчику.
В силу п. 34 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона Липецкой области от 06.06.2007 года № 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области» исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок, установленный Правительством области для разработки прогноза параметров бюджетной системы области, представляет обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях в исполнительный орган государственной власти области в сфере финансов.
Согласно Порядку планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденного Приказом управления финансов Липецкой области от 07.05.2019 года № 130, рассмотрение и согласование прогнозного объема бюджетных ассигнований на 2020-2022 годы осуществляется управлением финансов Липецкой области на основании представленных не позднее 1 июля 2019 года субъектами бюджетного планирования бюджетных ассигнований согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку. Согласно Приложению 2 управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области включено в перечень главных распорядителей средств областного бюджета. В силу изложенного обязанность представления обоснования потребности в бюджетных ассигнованиях возложена на УЖКХ Липецкой области.
Постановлением администрации Липецкой области от 18.12.2013 года №598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» в разделе «Паспорт подпрограммы 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» государственной программой Липецкой области определены параметры финансового обеспечения, в том числе по годам реализации подпрограммы, осуществляемой за счет ассигнований субъекта, которое в 2021 году составило 353 200 909,00 руб., в 2022 году – 631235801,73 руб. (с учетом внесенных изменений).
В соответствии с ч. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 171 БК РФ непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из ч. 1 ст. 172 БК РФ, в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы (органы управления государственными внебюджетными фондами) имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами), а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Оценивая эффективность и своевременность действий по исполнению решения Советского районного суда от 09.08.2021 года, суд принимает во внимание вышеизложенные положения нормативных актов, учитывает, что административными ответчиками предпринимались заблаговременные меры по обеспечению жилищных прав граждан из числа детей-сирот, к которым относится административный истец.
Так, письмом от 06.07.2020 года № 25-3068 управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области направило заместителю главы администрации Липецкой области – начальнику управления финансов Липецкой области обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях по действующим и принимаемым расходным обязательствам на 2020 год и плановый период 2021-2022 года, в том числе и на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (Подпрограмма 5).
В письме от 10.11.2020 года № И25-5248 начальник УЖКХ Липецкой области просил Главу администрации Липецкой области рассмотреть возможность увеличения лимитов бюджетных ассигнований на выполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на 2021 год.
Согласно письма начальника УЖКХ Липецкой области от 01.07.2021 года № И25-3444 заместителю главы администрации Липецкой области – начальнику управления финансов Липецкой области было направлено обоснование потребности бюджетных ассигнованиях по действующим и принимаемым расходным обязательствам на 2022 год и плановый период 2023-2024 года, которое также включало в себя расходы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (Подпрограмма 5).
В соответствии с письмом начальника УЖКХ Липецкой области главе администрации Липецкой области от 05.05.2022 года № И25-1897, управлению ЖКХ Липецкой области Законом Липецкой области от 13.12.2021 года № 28-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 года» предусмотрено 461,3 млн. рублей для исполнения мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, данные средства полностью направлены на приобретение готового жилья и приобретение жилых помещений, которые будут созданы в будущем. В связи с высокой социальной значимостью вопроса содержится просьба рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований при ближайшем уточнении бюджета в размере 109963845 рублей.
Письмом начальника УЖКХ Липецкой области от 03.06.2022 года №И25-229б заместителю Губернатора Липецкой области – начальнику управления финансов области УЖКХ Липецкой области просило при уточнении бюджета на 2022 год внести изменения в Закон Липецкой области от 13.12.2021 года № 28-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», а именно в приложении 10 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» увеличить финансирование на приобретение, строительство жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 58700000 рублей, с увеличением в 2022 году размера финансирования до 451663265,32 рубля.
Предложения были рассмотрены и в соответствии с Законом Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят Липецким областным Советом депутатов 12.12.2019 года) предусмотрены бюджетные ассигнования по Подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» в размере 509111200,00 рублей на 2021 год и в размере 668328464,36 рублей на 2022 год; по Основному мероприятию «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» в размере 279565300,00 рублей на 2021 год и в размере 665665164,36 рублей на 2022 год и на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений без условий софинансирования с федеральным бюджетом в размере 195542244,44 рублей на 2021 год и в размере 583367731,93 рублей на 2022 год.
Кроме того, распоряжением Главы администрации Липецкой области от 22.01.2021 года № 17-р было принято решение о предоставлении субсидий из областного бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Липецкой области согласно приложению, в том числе на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Распоряжениями администрации Липецкой области от 11.06.2021 года №267-р, от 09.08.2021 года №370-р, от 05.10.2021 года №480-р, от 19.01.2022 года №10-р, от 23.08.2022 года №239-р, от 10.10.2022 года №382-р и от 25.11.2022 года №538-р в распоряжение Главы администрации Липецкой области от 22.01.2021 года № 17-р вносились изменения и размер субсидий на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа увеличивался.
07.07.2021 года Глава администрации Липецкой области обращался к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации с письмом №ИА-3029, в котором просил рассмотреть возможность оказания поддержки в получении бюджетного кредита на ускоренное финансирование проекта в качестве пилотного для полной ликвидации в 2023 году очереди на получение квартир из числа детей-сирот.
Также письмом от 01.09.2021 года № ИА-3956 Главой администрации Липецкой области Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации была направлена заявка на финансирование в рамках лимитов проектов строительства (реконструкции) объектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Пункт 1.0 Таблицы 2 указанной заявки «Перечень информации для анализа инфраструктурных проектов, заявленных на получение бюджетных кредитов» предусматривает в том числе строительство социального жилья для предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Письмом от 29.09.2021 года № И25-4783 УЖКХ Липецкой области направило Департаменту межбюджетных отношений Минфина России поэтапную программу ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в списки нуждающихся, на 01.01.2020 года.
Из материалов дела также следует, что по изложенной в служебной записке начальника правового отдела Костяхиной А.В. директору ОБУ«ЭКЖИЛФОНД» информации, по состоянию на 21.01.2022 года было запланировано проведение 449 закупочных процедур в соответствии с количеством вступивших в силу судебных решений. В приложенных к служебной записке списках поименована взыскатель Шуликина Я.А.
Приказом директора ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» от 25.03.2022 года № 17 в целях обеспечения государственных нужд Липецкой области в рамках мероприятий по исполнению судебных решений о возложении обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в соответствии со списком взыскателей во втором квартале 2022 года необходимо было провести запросы котировок в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) в муниципальных районах Липецкой области по месту проживания (постановки на учет взыскателей), исходя из объема доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с приложением к данному приказу Шуликина Я.А. также числится в списке взыскателей.
В соответствии с запросами от 05.05.2022 года № 848, от 28.12.2021 года № 3042, от 10.01.2023 года № 48 ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» у глав администраций муниципальных образований Липецкой области была запрошена информация о строящихся и планируемых к вводу в эксплуатацию в 2022 году жилых помещениях общей площадью жилого помещения от 32 до 45 кв.м. в Липецкой области.
Приказом директора ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» от 20.07.2022 года № 28 в целях обеспечения государственных нужд Липецкой области в рамках мероприятий по исполнению судебных решений о возложении обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в соответствии со списком взыскателей необходимо было провести 2 запроса котировок в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) в Российской Федерации, Липецкой области, с.Хлевное, в том числе для взыскателя Шуликиной Я.А.
По изложенной в служебной записке начальника правового отдела Костяхиной А.В. директору ОБУ«ЭКЖИЛФОНД» информации, по состоянию на 31.03.2022 года было запланировано проведение 404 закупочных процедур в соответствии с количеством вступивших в силу судебных решений. В приложенных к служебной записке списках поименована взыскатель Шуликина Я.А.
Как следует из содержания отзыва представителя УЖКХ Липецкой области на административное исковое заявление, 14.06.2023 года Шуликина Я.А. обратилась в управление с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения в г. Липецке в связи с невозможностью закупки жилья в Хлевенском районе. Факт написания Шуликиной Я.А. указанного заявления подтвержден в процессе рассмотрения дела ее представителем.
В соответствии с приказом ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» от 01.06.2023 года № 19 в целях обеспечения государственных нужд Липецкой области и в рамках мероприятий по исполнению судебных решений о возложении обязанности по предоставлению благоустроенный жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа необходимо было провести 35 аукционов в электронной форме на право заключения контрактов на приобретение жилых помещений, которые будут созданы в будущем в Российской Федерации, Липецкой области г. Липецке. В соответствии с приложением к данному приказу Шуликина Я.А. числится в списке взыскателей под номером 10.
Кроме того, приказом ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» от 03.07.2023 года №22 в соответствии со списком взыскателей необходимо было провести 8 аукционов в электронной форме на право заключения контрактов на приобретение жилых помещений, которые будут созданы в будущем, в Российской Федерации, Липецкой области г. Липецке.
По результатам проведения электронного аукциона для закупки от 13.07.2023 года № 0346500000223000213 был заключен контракт с участником закупки № 114587152.
В соответствии с контрактом от 24.07.2023 года №03465000002230002130001 на приобретение жилого помещения (квартиры), которое будет создано в будущем, в Российской Федерации, Липецкой области, г. Липецк в рамках реализации государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области», заключенным между ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» (заказчик) и АО СЗ «Домостроительный комбинат» (продавец), последний обязан передать в государственную собственность Липецкой области жилое помещение (квартиру) в соответствии с приложением № 1 к контракту «Спецификация», которое будет создано в будущем на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Липецкая область, г.Липецк, площадью 5627кв.м., кадастровый №, а заказчик принять и оплатить (пункт 1.1).
Суд отмечает, что, вопреки доводам представителя административного истца, правовых оснований для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» не имеется, поскольку решением суда от 09.08.2021 года обязанность предоставить административному истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения была возложена именно на управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, в связи с чем права лица, осуществляющего исполнение поручения административного ответчика по приобретению жилых помещений, не могут быть затронуты в рамках настоящего административного дела.
Согласно п. 1.2 контракта от 24.07.2023 года место нахождения (адрес) жилого помещения (квартиры): <адрес>
Пунктом 5.1 контракта от 24.07.2023 года предусмотрено, что жилое помещение (квартира), соответствующее требованиям настоящего контракта и приложению № 1 к контракту «Спецификация», нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации, должно быть передано заказчику в срок не позднее 10.11.2023 года.
Согласно пояснениям представителя УЖКХ Липецкой области указанное выше жилое помещение приобретено именно для взыскателя Шуликиной Я.А. и будет передано ей после сдачи дома.
Принимая во внимание указанное в приказах ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» от 01.06.2023 года и от 03.07.2023 года общее количество аукционов (43), порядковую очередь Шуликиной Я.А. в списке взыскателей (10) и фактическое заключение государственного контракта, правовых оснований полагать изложенную представителем УЖКХ Липецкой области информацию несоответствующей действительности у суда не имеется.
Ссылка представителя административного истца на отсутствие в контракте указания на то, что квартира приобретается именно для Шуликиной Я.А., не может быть принята судом во внимание, поскольку положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» такая обязанность сторон контракта не установлена.
Суд отмечает, что исполнение судебных актов по предоставлению жилых помещений имеет свои особенности, связанные с наличием процедурных требований и ограничений, связанных с приобретением готового либо возведением нового жилья. В связи с этим исполнение решения Советского районного суда от 09.08.2021 года представляет определенную фактическую сложность, вызванную, в частности, отсутствием в распоряжении должника квартир, отвечающих необходимым условиям, достаточного бюджетного финансирования, временными затратами на проведение электронных аукционов на приобретение жилых помещений, которые признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, несоответствием жилых помещений в населенном пункте по месту регистрации административного истца требованиям аукционной документации, очередностью предоставления жилых помещений.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что необоснованного бездействия административными ответчиками не допущено.
Учитывая период неисполнения требований исполнительного документа с момента поступления исполнительного листа на исполнение по день вынесения решения по настоящему административному делу, а также меры, предпринятые по исполнению судебного решения, направленные на обеспечение реальной возможности восстановления жилищных прав административного истца, и необходимость соблюдения ряда процедур, установленных вышеназванными нормами, отсутствие нарушений закона при организации и проведении электронных аукционов, суд приходит к выводу о том, что должник управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области действовал достаточно эффективно и предпринимал все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. Доказательств нарушения прав административного истца со стороны административного ответчика управления финансов Липецкой области материалы дела также не содержат.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения решения суда от 09.08.2021 года отвечает требованиям разумности, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления Шуликиной Я.А. к управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, управлению финансов Липецкой области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, не усматривая с учетом требований ч. 1 ст. 111 КАС РФ правовых оснований для взыскания в пользу административного истца судебных расходов по уплате государственной пошлины и услуг представителя.
С учетом обстоятельств дела суд также не усматривает оснований для вынесения по ходатайству Кохана Д.В. частного определения в адрес службы судебных приставов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30.08.2023 ░░░░.