УИД: №
Дело № 2а-258/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Паймина А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Читнаевой О.Ю.,
судебного пристава-исполнителя Ибресинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Чувашской Республике-Чувашии Филиппова Н.Г.
при секретаре судебного заседания Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов Емельяновой Зинаиды Николаевны к судебному приставу-исполнителю Ибресинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Чувашской Республике-Чувашии Филиппову Н.Г., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии об уменьшении размера исполнительского сбора
установил:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Емельяновой З.Н. к судебному приставу-исполнителю Ибресинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Чувашской Республике-Чувашии Филиппову Н.Г., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии об уменьшении размера исполнительского сбора, указывая, что Емельянова З.Н. является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденного на основании решения Ибресинского районного суда о взыскании задолженности в размере 261 052,02 руб. в пользу взыскателя КПКГ «Капитал». Поскольку должник требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнил, в связи с чем в отношении нее было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 18273,64 руб. Емельянова З.Н. является получателем страховой пенсии по старости, в силу состояния здоровья не может осуществлять трудовую деятельность или иную деятельность, направленную на получение дохода. Указанные обстоятельства предопределяют тяжелое имущественное положение Емельяновой З.Н. Учитывая природу исполнительского сбора, как санкции за неисполнение исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, прокурор полагает, что в данном конкретном случае имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 13705,23 руб.
В судебном заседании старший помощник прокурора Читнаева О.Ю. административные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.
Административный истец Емельянова З.Н., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Ибресинского РОСП УФССП России по Чувашской Республике Филиппов Н.Г. просил в удовлетворении административного иска прокурора отказать.
Административный ответчик - УФССП России по Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела без его участия не представил.
Представитель заинтересованного лица - начальник Ибресинского РОСП УФССП России по Чувашской Республике Григорьева И.С., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились, ходатайства об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела без ее участия не представила.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайства об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела без его участия не представил.
Представитель заинтересованного лица – КПКГ «Капитал», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайства об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела без его участия не представил.
Заинтересованное лицо ФИО9, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, ходатайства об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела без ее участия не представила.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (неявившихся), о времени и месте судебного разбирательства, а также, принимая во внимание, что их участие в силу закона не является обязательным и не признано судом обязательным, суд в соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив имеющиеся в материалах административного дела документы, копии материалов исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими действиями прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).
Согласно ч.ч. 11 и 12 ст. 30 Закон об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закон об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Закон об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П изложена правовая позиция, в соответствии с которой исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» также разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как разъяснено в п. 74 вышеуказанного Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ибресинского РОСП УФССП России по Чувашской Республике Филипповым Н.Г. в отношении Емельяновой З.Н. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ибресинским районным судом о взыскании задолженности по кредитному договору в размере 261 052,02 руб. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Филипповым Н.Г. вынесено постановление о взыскании с Емельяновой З.Н. исполнительского сбора в размере 18 273,64 руб.
ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления: об обращении взыскание на пенсию должника Емельяновой З.Н. в размере 50%; об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП произведена замена взыскателя КПКГ «Капитал» на правопреемника ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Согласно сообщению начальника Ибресинского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ задолженность Емельяновой З.Н. по исполнительному производству №-ИП составляет 78973,30 руб., остаток по исполнительскому сбору – 18273,64 руб.
Как видно из материалов дела Емельянова З.Н. является получателем страховой пенсии по старости, на которую судебным приставом-исполнителем обращено взыскание в размере 50%, также вынесено постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, соответственно суд считает, что Емельянова З.Н. являясь пенсионером по старости, не может осуществлять трудовую деятельность или иную деятельность, направленную на получение дохода. Данные обстоятельства в совокупности предопределяют тяжелое имущественное положение Емельяновой З.Н.
Сведений о нахождении в собственности должника Емельяновой З.Н. недвижимого либо движимого имущества материалы дела не содержат.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии объективной возможности добровольного удовлетворения требований, изложенных в исполнительном документе, что указывает на отсутствие намеренного уклонения Емельяновой З.Н. от исполнения решения суда.
Должник не располагал достаточными денежными средствами для исполнения требования исполнительных документов в полном объеме в срок, определенный судебными приставами.
Суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства об исполнительном производстве и судебных приставах, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, которая предпринимала меры к погашению задолженности (денежные средства по исполнительному производству удерживаются из ее пенсии), тяжелого материального положения, неуплата задолженности в пятидневный срок была связана не с уклонением Емельяновой З.Н. от исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного документа, а с ее материальным положением, поскольку выплата суммы задолженности одномоментно для нее была затруднительна, учитывая критерии соразмерности исполнительского сбора характеру совершенного деяния, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четвертую часть взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Ибресинского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ, с изменением соответствующим образом постановления о взыскании исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ 13705 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 23 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2024 ░░░░.