Дело № 2а-667/2019
УИД 21RS0012-01-2019-000571-86
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению некоммерческого, непроизводственного, садоводческого товарищества <данные изъяты> работников культуры (далее – ННСТ <данные изъяты>) к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, главе администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 о признании действий и бездействия должностного лица незаконными, возложении обязанности исполнить должностные обязанности,
установил:
Некоммерческое, непроизводственное, садоводческое товарищество <данные изъяты> работников культуры в лице председателя правления ФИО6 с учетом уточнения обратилось в Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии с административным исковым заявлением к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, просит:
-признать незаконным отказ главы администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ в изменении территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества»;
-признать незаконным бездействие главы администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 по неисполнению должностных обязанностей, предусмотренных статьями 30-35 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по их заявлению;
- обязать главу администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 исполнить должностные обязанности в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и совершить действия, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, а именно:
- принять решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства», в соответствии с ч.5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ,
- утвердить состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта, в соответствии с ч.6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ,
- официально опубликовать сообщение о принятии решения, в соответствии с ч.7 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ,
- принять решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения проекта, в соответствии с ч. 11 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ,
- принять решение о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и направлении его на доработку с указанием даты повторного предоставления в течение 10 дней после предоставления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений, в соответствии с ч.16 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением об изменении территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка, также во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ нарушает права ННСТ <данные изъяты> в части оказания содействия гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства и во взаимодействии с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, на ведение садоводства для собственных нужд, в решении вопросов, касающихся права на земельный участок, предоставленный в аренду.
Указывает, что действия должностного лица не соответствуют требованиям пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 30-35 Градостроительного кодекса РФ. Истец полагает, что вместо проведения предусмотренных законом процессуальных действий административным ответчиком отказано в разрешении заявления под надуманным предлогом.
Представитель административного истца ФИО6 просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании административные требования поддержал по основаниям, изложенным уточненном в административном исковом заявлении, просил удовлетворить. Пояснил, что решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № по заявлению административного истца главой администрации <адрес> сельского поселения не было принято, не имея предусмотренных законом полномочий и без проведения соответствующих действий, предусмотренных законом, должностным лицом принято решение об отказе в удовлетворении заявления об изменении территориальной зоны и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №. Решение по вопросу о изменении территориальной зоны земельного участка не принято, заявление в этой части оставлено без ответа. Также пояснил, что вопрос о внесении изменений в договор аренды земельного участка №, заключенный между ННСТ <данные изъяты> и администрацией Моргаушского района не был адресован административному ответчику. Ответ дан администрацией Моргаушского района, который не обжалуется.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, одновременно являющийся административным ответчиком, глава администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, просил рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении административных требований просил отказать. В отзывах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указал, что согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ(с учётом изменений, внесенных решением Собрания депутатов <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположен в зоне СХ-1 (сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения). Согласно ст. 47 Правил землепользования и застройки в зоне СХ-1 не предусмотрен разрешенный вид использования «ведение садоводства», с кодом 13.2 (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений).
По вопросу об изменении территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 указал, что полномочия по внесению изменений в территориальные зоны наделен представительный орган <адрес> сельского поселения – Собрание депутатов <адрес> сельского поселения Моргаушского района.
Однако указывает, что в отношении указанного земельного участка заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ между ННСТ <данные изъяты> и администрацией Моргаушского района, и полагает, что арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования, с согласия собственника земельного участка. Полагает, что ННСТ <данные изъяты> необходимо получить согласие администрации Моргаушского района, так как земельный участок находится в муниципальной собственности Моргаушского района. Поэтому считает, что администрация <адрес> сельского поселения не может провести публичные слушания по вопросу об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка кадастровым номером №.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного производства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п. 2 устава Некоммерческого непроизводственного садоводческого товарищества <данные изъяты> работников культуры, утвержденного общим собранием садоводческого товарищества по протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, основной задачей садоводческого товарищества является организация коллективного сада и использование его членами товарищества для производства фруктов, ягод, овощей и другой сельскохозяйственной продукции и другое.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу ст. 7 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества, может быть создано товарищество, которое вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей, частности, содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
В соответствии с договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Моргаушского района Чувашской Республики (арендодатель) и некоммерческим, непроизводственным, садоводческим товариществом <данные изъяты> работников культуры (арендатор), арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли сельскохозяйственного назначения», местоположение: участок находится примерно в 80 м по направлению на юг от ориентира ВЛ 110 кВ <данные изъяты>, опора №, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Моргаушский район, для ведения сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился в администрацию <адрес> сельского поселения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, входящий № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил изменить территориальную зону СХ-1 на СХ-3, вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества»; внести изменения в договор аренды земельного участка № в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в лице главы администрации ФИО3 со ссылкой на входящий номер заявления 3412 от ДД.ММ.ГГГГ, отказала в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества» и внесении изменений в договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом заявление в части вопроса об изменении территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 не разрешено, ответ не дан.
Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером № отнесен к землям, градостроительный регламент на которые не разрабатывается, и расположен в зоне, обозначенной СХ-1 «сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения». Территориальная зона СХ-1 не предусматривает такой вид разрешенного использования, как «ведение садоводства и огородничества». Действующий договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ не допускает изменение вида разрешенного использования земельного участка, поскольку заключен на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд отмечает, что в договоре аренды отсутствует ссылка на положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, действие которой утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Указанный отказ администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ННСТ <данные изъяты> обжаловала в суд.
Суд приходит к следующему.
Вопреки мнению как административного истца, так и администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулируются вопросы местного значения сельского поселения.
В силу ч.3 статьи 14 указанного Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 только в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.
На основании части 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 8 названного закона, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения.
Таким образом, довод главы администрации сельского поселения, изложенный в отзыве на требования административного истца, в части, что арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования земельного участка с согласия арендодателя, собственника земельного участка, не основан на законе, вопросы об утверждении и внесении изменений в правила землепользования и застройки относятся к компетенции сельских поселений, как вопросы местного значения.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Оспаривая данный отказ, истец ссылается на положения ст. 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющие порядок рассмотрения вопроса об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (ч.3 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки предусмотрен статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как установлено в ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил.
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Статьей 33 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, довод главы администрации сельского поселения, изложенный в отзыве на требования административного истца, в части, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка ННСТ <данные изъяты> следует получить согласие администрации Моргаушского района, как собственника земельного участка, не основан на законе. Сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером № на праве собственности администрации Моргаушского района Чувашской Республики административные ответчики в суд не представили, такие сведения в материалах дела отсутствуют. Такое обстоятельство не являлось основанием для отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Административный истец просил изменить территориальную зону СХ-1 (сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения) на СХ-3 (зона садоводства, огородничества) (л.д. 86), и изменить вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».
Вопрос о внесении изменений в договор аренды земельного участка № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, как указал представитель истца, не был адресован администрации <адрес> сельского поселения, который стороной договора аренды не является.
Исходя из изложенного, разрешение заявления ННСТ <данные изъяты>, являющегося арендатором земельного участка, расположенного на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка относится к полномочиям администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Респеублики, главы указанной администрации.
В отказе администрации <адрес> сельского поселения в лице главы администрации ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует ссылка на разрешение заявления в части изменения территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 и вида разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» на иной вид, предлагаемый истцом. Доводы и доказательства, свидетельствующие о разрешении заявления ННСТ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном статьями 31-34, и с учетом положений ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, административными ответчиками не представлены.
Суд отмечает, что в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, являющимся приложением к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка 13.2 – «ведение садоводства» (осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей).
При таких обстоятельствах, отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка и неразрешение заявления по вопросу об изменении территориальной зоны земельного участка не соответствует закону, поскольку не содержит какого -либо обоснования.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Как указывалось выше, по данной категории административных дел обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий, бездействия нормативным правовым актам возложена исключительно на орган, организацию, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку в силу изложенного бремя доказывания законности принятого решения лежит на ответчиках, суд считает необходимым признать, что немотивированный отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствие решения по вопросу об изменении территориальной зоны земельного участка, предоставленного истцу на праве аренды, является незаконным. Также является незаконным бездействие главы администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, выраженное в неисполнении им должностных обязанностей, предусмотренных статьями 33-35 Градостроительного кодекса РФ, частью 4, пунктом 21 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», по заявлению административного истца.
В данном случае имеет место несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, главу администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 обязанность повторно рассмотреть заявление ННСТ <данные изъяты> работников культуры об изменении территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства», не подменяя решением суда полномочия компетентного органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 33-35 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░ 4, ░░░░░░░ 21 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 8 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.