25RS0003-01-2024-002307-88
Дело № 2а-4000/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2024 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Парфёнова Н.Г.,
при секретаре Тимощенко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корнилова Станислава Борисовича к МБУ «Содержание городских территорий», Администрации г. Владивостока, Управлению дорог администрации г. Владивостока о признании незаконными действий, возложении обязанности,
установил:
Административный истец Корнилов С.Б. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к МБУ «Содержание городских территорий» (далее – МБУ «СГТ»), в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконными действия МБУ «СГТ», Администрации г. Владивостока, Управления дорог администрации г. Владивостока, выразившиеся в изъятии комплекта шлагбаума, перемещении и удержании; обязать административных ответчиков восстановить нарушенное право административного истца.
В обоснование указал, что в целях обеспечения проезда собственников в гаражи, расположенные в цокольном этаже здания по адресу: <адрес> а также для проезда спецтранспорта, ограничил свободную парковку автомобилей на земельном участке Владивостокского городского округа с кадастровым номером № путем установки автоматического шлагбаума.
16.06.2023 на заседании Комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков принято решение о демонтаже автоматического шлагбаума, установленного в районе д. 11в по Народному пр-ту в г. Владивостоке. Об этом административный истец узнал 29.02.2024 и 06.03.2024 обратился в Администрацию г. Владивостока с заявлением о наличии права собственности на комплект шлагбаума и устранении нарушений.
02.04.2024 сотрудниками МБУ «СГТ» совместно со специалистом АТУ Первореченского района г. Владивостока автоматический шлагбаум был демонтирован и изъят.
Считает действия сотрудников МБУ «СГТ» по изъятию, перемещению на склад хранения и удержанию незаконными, нарушающими права собственника имущества, поскольку во время демонтажа шлагбаума на месте присутствовал представитель административного истца с документами о праве собственности на комплект шлагбаума и выражал намерение своими силами переместить шлагбаум на собственный склад, а также компенсировать расходы по демонтажу оборудования.
Определениями Первореченского районного суда г. Владивостока от 23.05.2024 и от 24.06.2024 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Администрация г. Владивостока и Управление дорог администрации г. Владивостока.
В судебном заседании представитель административного истца Корнилова Е.С. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем доводам, пояснила, что административный истец не оспаривает решение Комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков от 16.06.2023, поскольку на момент его принятия собственник шлагбаума не был установлен, а оспаривает законность действий по изъятию, перемещению на склад хранения и удержанию комплекта шлагбаума, поскольку эти действия нарушают право собственности административного истца.
Представитель административного ответчика МБУ «СГТ» Бородулькина О.А. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменного отзыва, указав, что МБУ «СГТ» является некоммерческой организацией, осуществляет деятельность в соответствии с муниципальными заданиями. В соответствии с учредительными документами, муниципальные задания формирует и утверждает Управление дорог администрации г. Владивостока. 26.10.2023 между Администрацией г. Владивостока в лице Управления дорог и МБУ «СГТ» заключено соглашение «О предоставлении субсидии из бюджета Владивостокского городского округа на выполнение муниципального задания на 2024 год». Согласно приложения № 2 к Соглашению, любые работы выполняются МБУ «СГТ» по письменной заявке формы 4. В соответствии с указанным Соглашением, Положением о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков на территории города Владивостока от 10.05.2006 N 30-МПА, распоряжением администрации г. Владивостока от 28.06.2023 № 491-р, протоколом заседания Комиссии от 16.06.2023 № 15, заявкой на выполнение работ № 04.4.1 от 29.03.2024 был произведен демонтаж шлагбаума, о чем составлен акт, шлагбаум вывезен и помещен на временное хранение. У сотрудника МБУ «СГТ» нет полномочий по перемещению шлагбаума в иное место, кроме склада временного хранения, поскольку соответствующая процедура установлена правовым актом от 10.05.2006 N 30-МПА, и муниципальное задание не отменялось. Поскольку административный истец решение Комиссии и распоряжение администрации не спаривает, а действия по изъятию шлагбаума совершены в соответствии с правовым актом от 10.05.2006 N 30-МПА, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель административных ответчиков Администрации г. Владивостока и Управления дорог администрации г. Владивостока Васильева В.А. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменного отзыва, указав, что Администрацией г. Владивостока на основании обращений граждан по вопросу законности установления шлагбаума проводились мероприятия в рамках муниципального земельного контроля, в результате которых был выявлен факт незаконного занятия земельного участка с самовольным установлением шлагбаума на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в районе <адрес>. Правообладателю шлагбаума предоставлялся срок для демонтажа и (или) переноса движимого имущества и приведения земельного участка в первоначальное состояние в добровольном порядке, однако в указанный срок незаконно установленный объект демонтирован не был, в связи с чем 02.04.2024 сотрудниками МБУ «СГТ» произведен демонтаж автоматического шлагбаума, о чем составлен акт, объект вывезен на склад временного хранения. Права административного истца не нарушены, поскольку он не лишен права забрать изъятое оборудование в порядке, установленном правовым актом от 10.05.2006 N 30-МПА, но за реализацией данного права он не обращался.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом извещались в установленном законом порядке, сведений об уважительности причин неявки не представили. В соответствии с положениями статей 150, 226 КАС РФ, неявка указанных лиц в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения настоящего административного дела, поскольку их участие не признано судом обязательным, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, с учетом требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Из материалов дела следует, что 17.05.2023 в Администрацию г. Владивостока поступило обращение граждан о самовольной установке автоматического шлагбаума в районе <адрес>.
В ходе проведения мероприятий, связанных с реализацией полномочий в сфере муниципального земельного контроля, 23.05.2023 специалистами административно-территориального управления Первореченского района администрации г. Владивостока выявлен факт размещения шлагбаума в районе <адрес> на землях, государственный кадастровый учет в отношении которых не осуществлен, а также отсутствие правоустанавливающих документов на указанный земельный участок.
Правообладателю был предоставлен срок до 29.05.2023 для демонтажа и (или) переноса движимого имущества и приведения земельного участка в первоначальное состояние в добровольном порядке.
Распоряжением администрации от 28.06.2023 N 491-р утвержден протокол заседания Комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов от 16.06.2023 N 15.
Указанным протоколом от 16.06.2023 N 15 оформлено решение комиссии об освобождении, в том числе, самовольно занятого земельного участка по вышеуказанному адресу.
06.03.2024 в администрацию г. Владивостока поступило обращение Корнилова С.Б. с просьбой предоставить срок для добровольного демонтажа шлагбаума до 01.04.2024. Однако незаконно установленный объект в добровольном порядке демонтирован не был.
Освобождение самовольно занятого земельного участка и вывоз объекта демонтажа (шлагбаума) на временное хранение осуществлялось 02.04.2024 МБУ "Содержание городских территорий" на основании муниципального задания от 19.01.2024 N 960/293-08/24 и заявки № 04.4.1 от 29.02.2024, о чем составлен соответствующий акт.
В силу ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления г. Владивостока по освобождению самовольных занятых земельных участков, сносу самовольных построек, переносу иных объектов, а также порядок их действий, связанных с реализацией данных полномочий, строго определены муниципальным правовым актом от 10.05.2006 N 30-МПА «Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков на территории города Владивостока» (далее - Положение N 30-МПА).
Целью настоящего Положения является недопущение незаконного (нецелевого) использования земельных участков: самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства (пункт 1.3 Положения N 30-МПА).
В силу пункта 2.1 Положения N 30-МПА снос самовольной постройки, освобождение самовольно занятого земельного участка может быть произведен лицом, осуществившим самовольную постройку, самовольно занявшим земельный участок, в срок, указанный в акте о результатах проверки, планового (рейдового) осмотра земельного участка, составляемом уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля органом (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3.1 Положения № 30-МПА, решение Комиссии является основанием для проведения работ по демонтажу и (или) переносу движимого имущества и приведению земельного участка в первоначальное состояние.
Указанные работы производятся лицом (организацией) в соответствии с муниципальным заданием или на основании утвержденной бюджетной сметы, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств бюджета Владивостокского городского округа, либо контракта об оказании соответствующих услуг, заключенного с администрацией города Владивостока с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проведение указанных работ может быть осуществлено силами и за счет средств третьих лиц на основании соглашения об оказании услуг по демонтажу и (или) переносу движимого имущества и приведению земельного участка в первоначальное состояние (далее - Соглашение), заключенного на безвозмездной основе с уполномоченными органами администрации города Владивостока или муниципальным бюджетным учреждением "Содержание городских территорий".
Информация о заключении Соглашения размещается на официальном сайте администрации города Владивостока не позднее 10 дней до даты его заключения. Соглашение может быть подписано любым заинтересованным лицом.
Освобождение самовольно занятого земельного участка, а также вывоз на временное хранение материалов демонтажа и иного движимого имущества осуществляется в присутствии представителей Уполномоченного органа не ранее чем через пять дней со дня опубликования соответствующего решения Комиссии и оформляется актом об освобождении самовольно занятого земельного участка.
Срок для проведения работ по демонтажу и (или) переносу движимого имущества и приведению земельного участка в первоначальное состояние, осуществляемых силами и за счет средств третьих лиц на основании Соглашения, устанавливается правовым актом администрации города Владивостока.
Акт об освобождении самовольно занятого земельного участка направляется Уполномоченным органом в орган администрации города Владивостока, уполномоченный на выдачу муниципального задания или размещение закупки на проведение соответствующих работ, а также в уполномоченный орган администрации города Владивостока или муниципальное бюджетное учреждение "Содержание городских территорий", заключившие Соглашение.
Работы по демонтажу и (или) переносу движимого имущества и приведению земельного участка в первоначальное состояние осуществляются в течение 1 года со дня официального опубликования правового акта администрации города Владивостока об утверждении протокола заседания Комиссии.
Срок осуществления работ по демонтажу и (или) переносу движимого имущества и приведению земельного участка в первоначальное состояние может быть продлен (однократно) на 1 год путем внесения изменений в правовой акт администрации города Владивостока об утверждении протокола заседания Комиссии.
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Представленными административными ответчиками суду доказательствами в полном объеме подтверждено соответствие действий сотрудников МБУ «СГТ» и администрации г. Владивостока по демонтажу, изъятию и перемещению на склад хранения комплекта шлагбаума, принадлежащего административному истцу, Положению о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков на территории города Владивостока от 10.05.2006 N 30-МПА.
Согласно п. 3.3 указанного Положения имущество, находящееся на временном хранении, выдается его владельцу при обращении в Уполномоченный орган и предъявлении документов, свидетельствующих о правах на данное имущество, об оплате расходов, связанных с освобождением самовольно занятого земельного участка, вывозом на временное хранение, временным хранением материалов демонтажа и иного движимого имущества.
Административным истцом суду не представлено доказательств реализации данного права и обращения в уполномоченный орган с документами для возвращения изъятого шлагбаума, в связи с чем суд не усматривает незаконного удержания административными ответчиками изъятого оборудования и нарушения прав административного истца.
При рассмотрении настоящего дела совокупности обязательных условий, дающих основания для удовлетворения требований административного истца, в том числе нарушений закона, прав и законных интересов административного истца судом не установлено, в виду чего административные исковые требования подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░