УИД: 11RS0018-01-2022-000443-62
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2022 года по делу № 2а-247/2022 с. Усть-Кулом
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ерчина Ю.Н.,
при помощнике председателя суда Елфимовой Л.В.,
с участием помощника прокурора Москалевой М.В.,
представителя административного ответчика Лодыгиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Пожег» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить установку осветительного оборудования на детских площадках,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Пожег», выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию освещения детских площадок, расположенных в <адрес>, возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить установку осветительного оборудования на детских площадках, расположенных в <адрес>, в соответствии с требованиями «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», утвержденных приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр, обеспечив среднюю горизонтальную освещенность детской площадки не менее 10 лк и равномерность освещения не менее 0,30.
В обоснование иска прокурором указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при создании условий для массового отдыха жителей сельских поселений и организации обустройства мест массового отдыха населения, в т.ч. несовершеннолетних, в деятельности администрации сельского поселения «Пожег», по результатам которой установлены нарушения. На территории сельского поселения «Пожег» расположено 3 детские площадки в <адрес>, возведенные в рамках благоустройства территории. На указанных площадках установлено игровое и спортивное оборудование - качели, горка, детский спортивный комплекс. Вместе с тем, осветительное оборудование вопреки нормативным требованиям на детских площадках отсутствует. Нормы искусственного освещения игровых площадок регламентируются Сводом правил 52.13330.2016. В соответствии с таблицей 7.21 СП 52.13330.2016 детские площадки относятся к категории пешеходного пространства и имеют класс освещения «П2». Это означает, что средняя горизонтальная освещенность (Еср) должна быть не менее 10 лк, а равномерность освещенности не менее 0,30. Администрацией сельского поселения «Пожег» не обеспечены условия для постоянного и безопасного функционирования детской площадки, расположенной на территории сельского поселения, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, не способных самостоятельно защищать свои права и интересы, влечет негативные последствия в виде детского травматизма, создает угрозу здоровью и жизни указанной категории лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Москалева М.В. настаивала на заявленном требовании в полном объеме по основаниям указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Лодыгина Н.А. с административными исковыми требованиями в отношении детских площадок, расположенных в <адрес> и в д. <адрес> полностью согласилась. Вместе с тем в отношении детской площадки, расположенной в <адрес> с требованием прокурора не согласна. В обоснование возражения указала, что АСП «Пожег» в 2012 году на указанном месте <адрес> с помощью родителей детей обустроили детскую площадку. Впоследствии ограждение и часть конструкций пришла в негодность и была самостоятельно демонтирована родителями детей. На площадке осталась беседка и песочница. Затем на площадке родителями были поставлены качели. В настоящее время данные конструкции фактически используются детьми поселения, но она не ограждена и не состоит на балансе сельского поселения.
Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N124-ФЗ в ред. от 11.06.2021) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.
Целями государственной политики в интересах детей, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ, является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
На основании п. п. 12, 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация благоустройства территории также относится к вопросам местного значения. Под благоустройством территории понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 вышеуказанного Закона).
В соответствии с Уставом муниципального образования сельского поселения «Пожег» (ст.10) к вопросам местного значения относится создание условий для организации досуга, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
Решением Совета сельского поселения «Пожег» от 24.05.2018 № ХVIII-71 утверждены Правила благоустройства муниципального образования сельского поселения «Пожег» (далее - Правила).
Вышеуказанные Правила регулируют общественные отношения, возникающие в процессе благоустройства территории поселения, в том числе содержания элементов внешнего благоустройства, инженерных сетей и сооружений и иные вопросы. Правила направлены на создание безопасной, удобной, экологически благоприятной и привлекательной городской среды. Вопросы, отнесенные законодательством, действующими нормами и правилами в области благоустройства к компетенции органов местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, регулируются администрацией сельского поселения «Пожег» (п.1.2).
Согласно п. 4.1 Правил к элементам благоустройства территории муниципального образования сельского поселения «Пожег» относятся детские площадки.
В соответствии с п. 4.4.4, 4.4.9 Правил осветительное оборудование включено в обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке и должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена площадка.
Таким образом, обустройство детских площадок освещением, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Нормы искусственного освещения игровых площадок регламентируются в «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», утвержденных приказом Минстроя России от 07.11.2016 №777/пр (далее-СП 52.13330.2016).
В соответствии с табл. 7.21 СП 52.13330.2016 детские площадки относятся к категории пешеходного пространства и имеют класс освещения «П2». Это означает, что средняя горизонтальная освещенность (Еср) должна быть не менее 10 лк, а равномерность освещенности не менее 0,30.
В представленных администрацией сельского поселения «Пожег» сведениях от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что на территории сельского поселения «Пожег» находятся 3 детские площадки в <адрес>. Данные площадки и имеющееся там оборудование на бухгалтерском балансе администрации сельского поседения «Пожег» не находятся, собственника нет. Детские площадки возведены в рамках благоустройства территории. Площадки в настоящее время эксплуатируются. На площадках освещение отсутствует (л.д.10).
Исходя из установленных обстоятельств следует, что детские площадки были организованы на территории и с ведома АСП «Пожег», на которых имеется игровое и спортивное оборудование - качели, горка, песочница, детский спортивный комплекс, данные площадки эксплуатируются по назначению населением сельского поселения. Таким образом, доводы административного ответчика в части возражений по детской площадке, расположенной в <адрес> несостоятельны и не могут исключить обязанность по требованиям административного иска. Поскольку осветительное оборудование вопреки нормативным требованиям на детских площадках отсутствует. Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена детская площадка. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения административного иска, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности не исполняются надлежащим образом, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (включая несовершеннолетних).
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░ 52.13330.2016. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 23-05-95*», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.11.2016 № 777/░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 0,30.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.06.2022.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ - ░.░. ░░░░░