РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2015 г. №2-3017/15
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Князевой В.А., при секретаре судебного заседания Апреликовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осиповой Ю.С к Администрации Дмитровского муниципального района Московской области о признании решения Администрации Дмитровского муниципального района Московской области незаконным и обязать принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Истец Осипова Ю.С.обратилась в суд с иском и с учетом имевших уточнения исковых требований (л.д. 38) просит признать незаконным отказ Администрации Дмитровского района Московской области в предоставлении в аренду истцу земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства; обязать Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в аренду истцу указанного земельного участка.
В обосновании требований истица ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для ведения садоводства в <адрес>; постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области за № от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден акт выбора земельного участка, предварительно согласовано место размещение объекта для садоводства и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дмитровского района Московской области истице было направлено письмо за №, в котором сообщалось об отказе Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> в согласовании проекта постановления о предоставлении истице земельного участка, с указанием на то, что нарушена процедура опубликования извещения (не указаны адрес и способы подачи заявления). Истица считает указанный отказ незаконным, подлежащим отмене и просит обязать Администрацию Дмитровского района Московской области принять решение о предоставлении истице испрашиваемого земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель истицы Осиповой Ю.С. по доверенности ФИО уточненные исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении по основаниям указанным в иске, со ссылкой на то, что в связи с тем, что истцом заявление о предоставление земельного участка было подано в ДД.ММ.ГГГГ, то к спорным правоотношениям положения Земельного кодекса РФ, в редакции вступившей в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, не применимы.
Представитель ответчика Администрации Дмитровского района Московской области по доверенности ФИО считает исковые требования не обоснованными, представив в материалы дела письменный отзыв, в котором указывает на то, что документы истца о предоставлении земельного участка рассматривались с учетом положений Закона Московской области от 24.07.2014г. «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области».
Представители третьих лиц – <данные изъяты>, в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, о причинах неявки суд не известили, отношение по иску не выразили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 2 Земельного кодекса РФ регламентировано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ (действовавшей в редакции до 01.03.2015г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Осипова Ю.С. обратилась с заявлением к Главе Администрации Дмитровского муниципального района <адрес> о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> в <адрес>, для ведения садоводства (л.д. 10).
Постановлением Администрации Дмитровского района Московской области от 27.02.2015г. № 1156-П «О предварительном согласовании места размещения объекта садоводства по адресу: <адрес>» со ссылкой на положения статьи 31 Земельного кодекса РФ предварительно согласовано Осиповой Ю.С. место размещение объектов садоводства, утверждены акты выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; постановлено предоставление земельного участка осуществить после проведение государственного кадастрового учета. (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ в информационной газете <данные изъяты> № было опубликовано сообщение, согласно которого «В соответствии с земельным кодексом РФ, <данные изъяты> информирует население о предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного по адресу; <адрес>, площадью <данные изъяты>., к.н.№, для садоводства» (л.д. 27).
Администрацией Дмитровского района Московской области, во исполнении Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка и сроков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений по распоряжению земельными участками» проект постановление о предоставлении указанного земельного участка гр. Осиповой Ю.С. был направлен в МИО МО.
В соответствии с решением заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>, отраженным в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду нарушения процедуры опубликования извещения (не указаны адрес и способы подачи заявлений), отказано в согласовании проекта договора о предоставлении земельного участка в аренду на 3 года путем заблаговременной публикации – земельный участок – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства (л.д.28-31).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области в форме письма за № истцу было сообщено о результатах рассмотрения его документов и об отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка в аренду. (л.д. 23).
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", вступившего на основании ч. 2 ст. 6 в силу с 1 января 2015 года, Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 2 вышеназванного Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года N 12ВР-1305 "Об утверждении Порядка и сроков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров купли-продажи (аренды) земельных участков (и соглашений к ним)" в соответствии с вышеприведенными Законами Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ФЗ и от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решений о предоставлении земельных участков на определенном праве. Данным распоряжением предусмотрен порядок и сроки направления на согласование решений, в том числе аренды земельных участков гражданам для личного подсобного хозяйства, не связанных со строительством, из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством предусмотрено, что согласие на распоряжение органами местного самоуправления муниципальных районов <адрес> указанными земельными участками предоставляется Министерством имущественных отношений, суд приходит к выводу о правомерности направления на согласование проекта постановления и проекта договора аренды о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
В ходе судебного разбирательства требований об оспаривании решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>, отраженного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ., не заявлялось.
Между тем, учитывая, что заявление о предоставлении земельного участка Осиповой Ю.С. было подано ДД.ММ.ГГГГ и процедура предоставления земельного участка изначально регламентировалась положениями Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ суд полагает учесть следующие.
Как следует из представленных в материалы документов, испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий регламентирован положениями ст. 85 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, возможность предоставления спорного земельного участка рассматривалась органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ «выбор земельного участка для строительства», о чем имеется ссылка в постановлении от 27.02.2015г. и в сообщении, опубликованном в информационной газете, что в свою очередь не противоречит установленному разрешенному использованию земельного участка, так как садоводство предусматривает строительство объекта нежилого назначения, при этом суд учитывает, что как отмечалось ранее испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов, которые в силу положений ст.83 ЗК РФ используются под застройку.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Между тем, из материалов настоящего дела следует, что публикация сообщения о намерении предоставить спорный земельный участок в аренду была произведена ДД.ММ.ГГГГ., тогда как Постановление Администрации об утверждении акта выбора издано ДД.ММ.ГГГГ.
При этом указанное сообщение, опубликованное в средстве массовой информации, не содержало сведений о способе подачи заявлений и месте их подачи, что в свою очередь приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Таким образом, с учетом изложенного суд приходит к выводу, что при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду гр. Осиповой Ю.С. была нарушена процедура предоставления земельного участка, установленная нормами ЗК РФ, в связи с чем отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям положений п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты РФ.»
При этом суд полагает учесть, что оспариваемое истцом решение Администрацией Дмитровского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в форме письма за №, в котором истцу было сообщено о результатах рассмотрения его документов и об отказе Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка в аренду, не препятствует истцу реализовать свое право на получение испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке.
При изложенных обстоятельствах, исходя из того, что основной задачей гражданского судопроизводства, применительно к положениям статьи 2, части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, и т.п., суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав истца оспариваемым решением ответчика, в вязи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на Администрацию Дмитровского района обязанности о принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду истцу.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Осиповой Ю.С к Администрации Дмитровского муниципального района о признании решения незаконным и обязать принять решение о предоставлении земельного участка в аренду – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Дмитровский горсуд.
Судья
Дмитровского городского суда В.А. Князева
Мотивированный текст решения изготовлен 28.09.2015г.