Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-698/2022 ~ М-256/2022 от 07.04.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2022-000257-30

04 июля 2022 года Производство № 3а-698/2022

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 07 июля 2022 года

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудрявцевой Валентины Владимировны к административным ответчикам:

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,

Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

заинтересованные лица: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Уральскому федеральному округу, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,

при участии в судебном заседании представителя административного истца Кудрявцевой В.В. – Кузнецовой С.С.,

У С Т А Н О В И Л :

06 апреля 2022 года Кудрявцева В.В. посредством почтовой связи обратилась в Свердловский областной суд (далее также – суд), предъявив к вышеуказанным административным ответчикам административный иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 1986 кв. м, имеющего кадастровый <№> и расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> (далее также – земельный участок).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что является арендатором земельного участка, находящегося в публичной собственности,
в связи с чем обязан уплачивать арендную плату, исчисляемую исходя из кадастровой стоимости земельного участка, тогда как определенная по состоянию
на 01 января 2020 года в размере 1067395 руб. 56 коп. и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость. В связи с этим и в целях устранения нарушения имущественных прав Кудрявцевой В.В. административный истец просил установить оспариваемую кадастровую стоимость равной 670000 руб., доказывая то, что в соответствии с отчетом ООО «БизнесИнвест.ком» от 27 декабря 2021 года № 340 (далее – отчет, отчет ООО «БизнесИнвест.ком») именно названная сумма определяет величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года.

Определением суда от 12 апреля 2022 года административный иск был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО и ТУ Росимущества в Свердловской области.

Определением суда от 11 мая 2022 года по ходатайству представителя административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для разрешения экспертом ( / / )4 вопроса о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года. Тем же судебным актом производство по делу было приостановлено до поступления экспертного заключения.

Определением суда от 16 июня 2022 года на 04 июля 2022 года было назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу, а в случае возобновления производства по делу – и для проведения судебного разбирательства по делу.

В назначенное на 04 июля 2022 года судебное заседание явился представитель административного истца.

В связи с поступлением в материалы дела заключения эксперта ( / / )4
от 08 июня 2022 года № Э08-06/2022 (далее также – заключение эксперта) протокольным определением суд возобновил производство по делу на основании статьи 192 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Поскольку в определении суда от 16 июня 2022 года было указано на проведение в назначенном на 04 июля 2022 года судебном заседании разбирательства дела в случае возобновления производства по делу, суд перешел к рассмотрению дела по существу.
При этом ввиду надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела и на основании части 4 статьи 247 КАС РФ судебное разбирательство по делу было проведено в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание.

По устному ходатайству представителя административного истца судом на основании части 1 статьи 46 КАС РФ было принято уточнение предмета административного иска, согласно которому административным истцом заявлено об установлении оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка в размере, определенном заключением эксперта, то есть в размере 670626 руб. 98 коп.

В остальной части представитель административного истца поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить с учетом принятого уточнения.

По вопросу об оплате судебной экспертизы представитель административного истца обратил внимание на исполнение обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных средств в размере 30000 руб. для оплаты указанной экспертизы, против перечисления названной денежной суммы эксперту не возражал.

Результат рассмотрения ходатайства эксперта об оплате проведенной судебной экспертизы признан судом подлежащим изложению в отдельном определении.

Заслушав участника судебного заседания, исследовав и оценив в совокупности материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), регламентирующая оценку земли, указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1) и одновременно предусматривает то, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное
не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена.

Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 года № 582, установлен принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 февраля 2020 года
№ 82-ПП утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов (далее – Порядок), положения главы 2 которого предусматривают расчет размера арендной платы за земельные участки названной категории принадлежности исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с Федеральным законом
от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ).

В пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 237-ФЗ установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено
01 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее
01 января 2023 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Федерального закона
от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона
№ 237-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов административного дела, Кудрявцева В.В. на основании договора аренды от 05 июля 2012 года № АЗФ-148/1022 (далее – договор аренды) и договора от 18 ноября 2021 года № 10-75 о передаче прав и обязанностей по договору аренды является арендатором земельного участка, находящегося в публичной (государственной) собственности.

Условиями договора аренды установлена обязанность арендатора уплачивать за пользование земельным участком арендную плату, исчисляемую исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию
на 01 января 2020 года была утверждена в размере 1067395 руб. 56 коп.

Указанная кадастровая стоимость земельного участка была внесена в ЕГРН
02 декабря 2020 года, тогда как датой начала ее применения является 01 января 2021 года.

Поскольку административным истцом оспорена кадастровая стоимость земельного участка, определенная после перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом
№ 237-ФЗ, постольку к рассматриваемым правоотношениям, возникшим в связи с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки, подлежат применению положения статьи 22 Закона № 237-ФЗ.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет ООО «БизнесИнвест.ком», в котором сделан вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года составляла
670 000 руб.

В связи с представлением административным ответчиком Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области мотивированных возражений, сводящихся к невозможности принятия отчета ООО «БизнесИнвест.ком» в качестве достоверного доказательства заявленных требований по определению суда
от 11 мая 2022 года экспертом ( / / )4 было представлено в суд заключение эксперта, в котором сделан вывод о том, что рыночная стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года составляла 670626 руб. 98 коп.

Согласно части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон
об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке
не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Исследовав и оценив приложенный к административному иску отчет, суд
не принял его в качестве достаточного и достоверного доказательства заявленных требований, в том числе с учетом неопровергнутых возражений, изложенных в отзыве Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и признанных судом заслуживающих внимания.

Оценив заключение эксперта, суд установил то, что изложенное в нем итоговое суждение о рыночной стоимости земельного участка не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

В связи с этим и согласно положениями статей 59, 60, 61, 82 и 84 КАС РФ суд признал заключение эксперта относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку оно было подготовлено с учетом требований, предъявляемых к заключению эксперта, который дал подписку о его предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенный в заключении эксперта вывод о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения оспариваемых результатов кадастровой оценки, в материалы дела представлено не было,
в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований
не имеется.

Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его денежных обязательств как арендатора земельного участка, а также несоответствие указанного вида стоимости земельного участка рыночной стоимости последнего, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом определена дата подачи административным истцом указанного заявления, которой является дата подачи административного иска – 06 апреля 2022 года.

На основании статьи 111 КАС РФ, а также правовых позиций, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года
№ 20-П, судебные расходы по рассмотренному административному делу, в частности документально подтвержденные при подаче административного иска расходы по уплате государственной пошлины, признаны судом относящимися на административного истца. При этом суд исходил из того, что в рассматриваемом деле удовлетворение требований административного истца связано с реализацией в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, тогда как разница между рыночной стоимостью земельного участка, установленной настоящим судебным актом, и кадастровой стоимостью, установленной в результате массовой кадастровой оценки, составляет менее 50 % (670626руб. 98 коп.: 1067395 руб. 56 коп.), что укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений результатов и не свидетельствует об ошибочности, незаконности кадастровой оценки, и, как следствие, не нарушает прав административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ 670626 ░░░. 98 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 06 ░░░░░░ 2022░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-698/2022 ~ М-256/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кудрявцева Валентина Владимировна
Ответчики
ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки"
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Мелобинская Мария Александровна
Топал Елена Геннадьевна
Малова Вера Анатольевна
Репин Андрей Витальевич
ТУ Росимущества в Свердловской области
Остапова Мария Ильинична
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО
Кочурова Олеся Борисовна
Аписарова Ольга Сергеевна
Родионова Ольга Геловна
Дружинина Ольга Михайловна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Рудаков Максим Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
07.04.2022Регистрация административного искового заявления
08.04.2022Передача материалов судье
12.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
04.07.2022Производство по делу возобновлено
04.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022Дело оформлено
11.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее