Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-574/2023 ~ М-484/2023 от 30.06.2023

                            УИД 53RS003-01-2023-000688-73

Дело № 2а-574/2023

Решение

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 года          с. Марёво Новгородской области

Валдайский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием представителя административного истца и.о. прокурора Марёвского района Новгородской области Корнеева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Марёвского района Новгородской области в интересах ФИО1 к Администрации Марёвского муниципального округа Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,

                  установил:

Прокурор Марёвского района Новгородской области обратился в суд в защиту интересов ФИО1 с административным иском к Администрации Марёвского муниципального округа о признании бездействия административного ответчика, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным и об обязании совершить определенные действия, а именно в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести комиссионное обследование в целях установления пригодности для проживания в жилом доме по адресу: <адрес>, с соблюдением порядка определенного областным и федеральным законодательством.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Марёвского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее.

ФИО3 использовала жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу на основании договора социального найма с Администрацией Марёвского муниципального района. После смерти ФИО3 её сын ФИО1 остался единственным проживающим в квартире. Жилое помещение было приватизировано в собственность ФИО1 (ребенка-сироты), который находился под опекой образовательных учреждений, расположенных в <адрес>. Прокуратурой 16 марта 2023 года установлено, что переданное в собственность ФИО1 жилое помещение имеет значительные недостатки в виде существенных повреждений фундамента, стен, печи, полов и фактически в настоящее время не пригодно для проживания. В нарушение требований федерального законодательства органами опеки и попечительства Марёвского муниципального округа до совершеннолетия ФИО1 (31 марта 2022 года) должных мер по контролю за содержанием его имущества в соответствии с санитарными и техническими нормами не принято, комиссионное обследование в целях установления пригодности для проживания несовершеннолетнего в помещении в порядке, определенном областным и федеральным законодательством, надлежащим образом не инициировано, факт невозможности проживания ФИО1 в квартире по указанному адресу на момент достижения совершеннолетия не установлен.

В судебном заседании и.о. прокурора Марёвского района Корнеев Д.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации Марёвского муниципального округа, в отзыве на административное исковое заявление указал, что считает административные исковые требования обоснованными и законными.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Областного закона Новгородской области от 24 декабря 2013 года № 431-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществление контроля в порядке, установленном Правительством Новгородской области, за использованием и сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими возложено на органы местного самоуправления Новгородской области,

В соответствии с указанными положениями федерального и областного законодательства Постановлением Правительства Новгородской области от 01 июля 2019    № 249 утверждён «Порядок осуществления контроля за использованием, распоряжением и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений».

Исходя из п. 11. Порядка плановые проверки жилых помещений, право пользования которыми сохранено за детьми-сиротами, проводятся не реже одного раза в полгода на основании разрабатываемых органом местного самоуправления Новгородской области, на территории которого расположено жилое помещение, право пользования которым сохранено за ребенком-сиротой, ежегодных планов проведения плановых проверок сохранности и надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений детей-сирот.

Согласно п. 17. Порядка по результатам плановой и внеплановой проверки в течение 5 рабочих дней со дня проведения проверки комиссией оформляется акт о санитарном и техническом состоянии жилого помещения, право пользования которым сохранено за ребенком-сиротой (далее акт), по форме согласно приложению № к настоящему Порядку. В течение 3 рабочих дней со дня проведения проверки акт утверждается заместителем Главы органа местною самоуправления Новгородской области.

Заверенная должностным лицом органа местного самоуправления Новгородской области копия акта в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения вручается или направляется посредством почтовой связи законному представителю ребенка-сироты, а также направляется в орган местного самоуправления Новгородской области по месту фактического жительства ребенка-сироты.

Акт хранится в личном деле ребенка-сироты.

В соответствии с положениями п. 18 Порядка при обнаружении ненадлежащего исполнения законным представителем ребенка-сироты обязанностей по охране имущества ребенка-сироты и управлению имуществом ребенка-сироты (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества ребенка-сироты) орган местного самоуправления Новгородской области по месту расположения жилого помещения в акте отражает требования о возмещении убытков, причиненных ребенку-сироте.

Исходя из п. 20 Порядка по окончании пребывания детей-сирот в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения жилые помещения, право пользования которыми сохранено за детьми-сиротами, должны быть пригодными для проживания и соответствовать санитарным и технически м требованиям.

Согласно п. 21 Порядка органы местного самоуправления Новгородской области несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий по осуществлению контроля за жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что мать ФИО1 – ФИО3 до дня смерти проживала по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма с Администрацией Маревского муниципального района.

После смерти матери ФИО1 остался единственным проживающим в квартире.

В соответствии с законодательством о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Указанное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ приватизировано в собственность ФИО1, который в последующем находился под опекой образовательных учреждений расположенных в <адрес>.

Администрацией Марёвского муниципального округа проводились обследования в соответствии с Порядком по результатам которых составлялись акты о санитарном и техническом состоянии жилого помещения, право пользования которым сохранено за ребенком-сиротой, ребенком, оставшимся без попечения родителей (согласно приложению № к Порядку).

16 марта 2023 года прокуратурой Марёвского района с привлечением специалиста управления ТО Роспотребнадзора по Новгородской области в Валдайском районе проведена проверка. Установлено, что переданное в собственность ФИО1, относившегося к категории детей-сирот в 2017 году, жилое помещение по адресу: <адрес>, имеет значительные недостатки в виде существенных повреждений фундамента, деревянных стен, отопительной печи, полов, и, фактически, в настоящее время непригодно для проживания.

Вместе с тем, в нарушение требований федерального законодательства органами опеки и попечительства Марёвского округа до совершеннолетия ФИО1 – 31 марта 2022 года, должных мер по контролю за содержанием его имущества в соответствии с санитарными и техническими нормами не принято, комиссионное обследование в целях установления пригодности для проживания несовершеннолетнего в жилом доме по указанному адресу в порядке определенном областным и федеральным законодательством надлежащим образом не инициировано, факт невозможности проживания ФИО1 в квартире на момент достижения совершеннолетия не установлен.

Акт о санитарном и техническом состоянии жилого помещения, право пользования которым сохранено за ребёнком-сиротой, ребёнком, оставшимся без попечения родителей составленный 24 марта 2022 года утверждён ненадлежащим лицом, кроме того, при обнаружении ненадлежащего исполнения законным представителем ребенка-сироты обязанностей по охране имущества ребенка-сироты и управлению имуществом ребенка-сироты, требование о возмещении убытков, причиненных ребенку-сироте в акте не отражено.

В соответствии ч.1 ст.39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защиту интересов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее относившегося к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть является социально незащищенной категорией граждан, в связи с чем не может самостоятельно обратиться в суд с иском. Суд полагает, что прокурор Марёвского района действовал в рамках представленных ему полномочий.

Выявленные нарушения существенно нарушают права ФИО1 на льготное обеспечение жилым помещением.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Определяя срок исполнения указанных обязанностей со дня вступления решения суда в силу, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства, устанавливает срок – не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд     

                     решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

░░░░░                               ░░░░░░░░ ░.░.

                

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-574/2023 ~ М-484/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Маревского района
Ответчики
Администрация Маревского муниципального района
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Кузьмина Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация административного искового заявления
03.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее