57RS0024-01-2023-001484-46
2а-539/2024 (2а-5274/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года г. Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Коротковой О.И.,
при секретаре Колпеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда города Орла административное дело по административному иску Паращак Виталия Михайловича к начальнику управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Горбашевой Т.В., Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области, Управлению государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области о признании незаконным бездействия по непроведению внеплановой проверки,
установил:
Паращак Виталий Михайлович обратился в суд с административным иском к начальнику управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Горбашевой Т.В., Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области, Управлению государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области о признании незаконным бездействия по не проведению внеплановой проверки.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Ссылается, что в Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области было направлено два протокола общего собрания о смене управляющей организации с аналогичной повесткой дня: от 12 июня 2023 года (от управляющей организации ООО «Орел-ЖЭК») и 12 мая 2023 года (от жильцов многоквартирного дома).
12 июля 2023 года административным истцом в Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области посредством сервиса ГИС «ЖКХ» было направлено заявление об ознакомлении с материалом внеплановой проверки (в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников МКД по адресу: <...>, <...>, <...> от ДД.ММ.ГГ).
Ответом Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области № 5-2-5-0-2132 от 03.08.2023 года заявителю было отказано в ознакомлении с материалами проверки, поскольку такая проверка не проводилась.
Полагает, что кворум общего собрания составил 55%, в связи с чем, имеются основания предполагать, что данный протокол общего собрания ничтожен, в связи с отсутствием необходимого кворума.
Просит суд признать бездействие начальника управления государственной жилищной юпекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Горбашевой Т.В. по непроведению внеплановой проверки (в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников МКД по адресу: г. Орел, Колпакчи, д. 29 от 12 июня 2023 года) незаконным и обязать провести указанную проверку.
В судебном заседании представитель Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области по доверенности Сергеева Т.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции в сферах лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, отношений, связанных с охраной окружающей среды (в том числе атмосферного воздуха), обращением с отходами производства и потребления, водных отношений, регулирования недропользования, охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, обеспечения радиационной безопасности, организации туризма в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, находящихся в ведении Департамента, а также в сферах осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора), регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности; и. т.д.
Согласно Положению о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области в полномочия Департамента в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного жилищного контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности входит, в том числе осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора).
Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 25.02.2019 № 103 «Об утверждении Положения об управлении государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области» Управление государственной жилищной инспекции Орловской области является структурным подразделением Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, обеспечивающим реализацию Департаментом правоприменительных функций и функций нормативного правового регулирования в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Орловской области.
Основной задачей управления является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности обязательных требований.
Основными функциями управления являются организация осуществления регионального государственного жилищного надзора в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе за соблюдением обязательных требований к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом и т.д.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 15 июня 2023 года в Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности <...> поступило заявление ООО «Орелжилэксплуатация» о проведении общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, с приложением протоколов общего собрания, договора управления и другими материалами.
Указанные материалы по запросу УМВД России по г. Орлу, в связи с нахождением материала проверки по факту фальсификации бланков о смене управляющей компании, были переданы Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области 07 июля 2023 года в УМВД России по г. Орлу.
12 июля 2023 года Паращак Виталий Михайлович посредством сервиса ГИС «ЖКХ» направил в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области заявление о предоставлении заключения (иной итоговый документ), составленный по результатам внеплановой проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников Многоквартирного дома по адресу: <...> от 12 июня 2023 года, о предоставлении для ознакомления материалов внеплановой проверки (в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <...> от 12 июня 2023 года в полном объеме.
Указанное обращение поступило в Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области 12 июля 2023 года и зарегистрировано под входящим номером П-1574.
По результатам рассмотрения обращения Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области в адрес заявителя направлен ответ от 03 августа 2023 года № 5-2-5-О-2132, в котором сообщено о том, что внеплановая проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в многоквартирном <...> в г. Орле Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области не проводилась.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации в качестве одной из конституционных гарантий закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращения граждан регламентированы Федеральным законом от 5 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Нарушения Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области приведенных требований закона к рассмотрению обращения судом не установлено, обращение административного истца рассмотрено, на него дан мотивированный ответ уполномоченным должностным лицом в установленный срок.
Факт получения ответа Паращак Виталием Михайловичем не оспаривался.
Несогласие заявителя с содержанием ответа не свидетельствует о нарушении норм закона, а также о нарушении права Паращак Виталия Михайловича на рассмотрение его обращения и получение ответа по существу поставленных в таком обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В части 1 статьи 57 Закона о государственном контроле установлены основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, к которым в числе прочих отнесено согласно ее пункту 1 наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Данные сведения контрольный (надзорный) орган получает, в частности, при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 поименованного закона).
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки принимается контрольным (надзорным) органом на основании оценки соответствия конкретных обстоятельств, содержащихся в таких обращениях, требованиям пункта 3 Постановления, что обусловлено необходимостью исключения возможных злоупотреблений со стороны заявителей, избежания избыточных процедур и чрезмерной административной нагрузки в отношении проверяемых субъектов.
При этом указанные положения не ограничивают прав физических и юридических лиц по направлению в контрольные (надзорные) органы обращений в целях решения вопроса о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также не исключают возможность выбора указанными лицами иного способа защиты своих прав, включая право на обращение в органы прокуратуры и в суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление от 10 марта 2022 г. N 336) установлены особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с абзацем 7 подпункта "а" пункта 3 названного постановления поступление жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих прав является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора.
Исходя из смысла приведенных норм защита (восстановление) прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения (фактом нарушения) обязательных требований и правами и законными интересами конкретного заявителя.
Абзацем 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без согласования с органами прокуратуры могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
В Письме Минэкономразвития России от 24 марта 2022 года № Д24и-8436 даны разъяснения особенности организации и осуществления муниципального контроля.
В пункте 1 названного Письма Минэкономразвития указано, что особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются в том числе на контрольную (надзорную) деятельность в отношении физических лиц.
В случае, если жалоба гражданина (граждан) содержит сведения о нарушении контролируемым лицом обязательных требований, которые не повлекли причинение вреда (ущерба) или иным образом не нарушили права заявителя (заявителей), то проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в указанном случае не допускается (пункт 3).
В настоящем случае, в поступившем обращении не содержалась информация о допущенных нарушении прав заявителя, что могло явиться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 248-ФЗ.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований, установленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" для проведения внеплановой проверки.
Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – 20 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.