дело № 2а-71/2024 ***
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2024 года город Кола, Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Н.Д. Кочешевой,
при секретаре Васьковой А.В.,
с участием административного истца Терентьева Д.В.,
представителя административных соответчиков по доверенностям Нурутдиновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Терентьева Дмитрия Вадимовича к филиалу «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России о признании действий (бездействия) в части оказания медицинской помощи незаконными, присуждении компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Терентьев Д.В. обратился с иском в суд к филиалу «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области о признании действий (бездействия) в части оказания медицинской помощи незаконными, присуждении компенсации. В обоснование исковых требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области *** года по *** года в филиале «Больница» ему не оказывалось необходимая медицинская помощь по имеющемуся у него заболеванию - ***, не проводились необходимые исследования, анализы, консультации врачей. С учётом изложенных обстоятельств административный истец просит признать действия (бездействие) ответчика незаконными, взыскать компенсацию в размере 300 000 руб. и восстановить срок для подачи настоящего административного искового заявления.
Определением суда от *** (протокольным) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административных соответчиков – ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России области, УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России Нурутдинова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что медицинскими работниками нарушений не допущено при оказании медицинской помощи Терентьеву Д.В.
Представитель административного соответчика ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в адрес суда письменные возражения на административный иск, в которых указал, что согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от *** в представленных медицинских документах не содержится объективных клинических и лабораторных данных, указывающих на наличие у Терентьева Д.В. *** Полагает, что в удовлетворении искового заявления необходимо отказать в полном объёме.
Представитель административного ответчика – филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Огласив административное исковое заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, копию заключения экспертов, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Пунктами 123, 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (с изменениями и дополнениями, далее – Правила внутреннего распорядка) (действовавших в период спорных правоотношений), предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), в исправительных учреждениях осуществляется медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учёт, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
В силу части 1 статьи 26 Закона № 323-ФЗ лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 (далее – Порядок № 285).
В силу пункта 2 Порядка № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации). К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 17 Постановления от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление № 47), судам с учётом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учётом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учётом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц.
Из материалов дела следует, что осужденный Терентьев Д.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области с ***, ***.
Согласно сведениям, представленным филиалом «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, Терентьев Д.В. в настоящее время находится под диспансерным наблюдением медицинских работников здравпункта № филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, на стационарном лечении в филиале «Больница» не находился.
Из справки о состоянии здоровья Терентьева Д.В., подписанной заведующей здравпунктом № филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России *** от *** следует, что осужденный Терентьев Д.В. в анамнезе имеет ***
*** судом *** при разрешении административного иска Терентьева Д.В. к здравпункту № филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России назначено проведение судебно-медицинской экспертизы.
Из копии заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы № следует, что в представленных медицинских документах не содержится объективных клинических и лабораторных данных, указывающих на наличие у Терентьева Д.В. в период с *** года по *** года ***
Исходя из контекста искового заявления Терентьева Д.В., оценка оказания медицинской помощи проведена в отношении *** Невыполнение пациенту в период с *** года по *** года анализа на *** является нарушением в оказании медицинской помощи. Допущенное нарушение не позволило установить либо исключить наличие у Терентьева Д.В. ***
Непроведение анализа на *** в период с *** года по *** года не позволило определить дальнейшую тактику лечения пациента, то есть данный недостаток в оказании медицинской помощи является существенным.
В представленных медицинских документах в период с *** года по *** года отсутствуют сведения о проведении Терентьеву Д.В. каких-либо диагностических мероприятий, направленных на подтверждение либо исключение наличия *** Вопрос об объеме лечения может быть решен только после выполнения всех необходимых диагностических мероприятий. Определяющим фактором в объеме необходимых диагностических мероприятий являлся анализ на наличие в крови антител к *** результаты которого в предоставленных медицинских документах отсутствуют.
Заключение экспертов соответствуют требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследование проведено уполномоченными лицами, предупреждёнными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладающими специальными познаниями, имеющими значительный стаж работы в пределах поставленных вопросов, входящих в их компетенцию, предметом исследования являлась имеющаяся медицинская документация, свидетельствующая состоянию здоровья административного истца.
Выводы экспертов по поставленным вопросам являются мотивированными и сомнений не вызывают, доказательств, указывающих на недостоверность проведённой экспертизы либо ставящих под сомнение её выводы, административным истцом ответчиками не представлено, в связи с чем суд принимает указанное заключение в качестве доказательства по делу.
Таким образом, суд полагает установленным факт допущения административными ответчиками в период с *** года по *** года дефектов диагностики, а именно, невыполнения следующих обследований: ***
Доказательств того, что административными ответчиками принимались меры к выполнению Терентьеву Д.В. следующих обследований – *** однако, по независящим от них обстоятельствам указанные требования не были выполнены, в материалы дела не представлено.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что необходимое медицинское обслуживание административному истцу в заявленный им период отбывания наказания в виде лишения свободы с *** по *** оказывается ненадлежащим образом, поскольку в части обследования не соответствовало нормативным документам, соответственно, у него возникает право на компенсацию за ненадлежащие условия отбывания наказания.
Как следует из заключения эксперта, в данном случае имело место незаконное бездействие со стороны медицинских работников, выразившееся в непроведении необходимых диагностических мероприятий.
Оценивая доводы административного истца, приведенные в обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение с рассматриваемыми требованиями подлежит восстановлению с учётом того, что административный истец отбывает наказание в местах лишения свободы и не мог в полной мере воспользоваться правом на оспаривание условий содержания, а также принимая во внимание то, что отказ в восстановлении срока на подачу иска в суд воспрепятствует доступу административного истца к правосудию.
Разрешая требование административного истца о взыскании компенсации за ненадлежащие условия отбывания наказания и определяя её размер, суд принимает во внимание наличие дефектов оказания Терентьеву Д.В. медицинской помощи, характер допущенных медицинским учреждением нарушений, его индивидуальные особенности, взыскание в пользу административного истца компенсации по решению суда от ***, а также отсутствие объективных данных об ухудшении состояния здоровья, в связи с чем полагает необходимым взыскать в его пользу компенсацию в размере 1 000 рублей, находя данный размер разумным.
В соответствии с частью 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данная компенсация подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В рассматриваемом случае с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России.
Таким образом, денежная компенсация подлежит взысканию в пользу административного истца с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что решением *** суда *** от *** удовлетворены частично исковые требования Терентьева Д.В. в связи с ненадлежащим оказанием ему медицинской помощи в период отбывания наказания; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Терентьева Д.В. взыскана компенсация в размере 10 000 руб.
Таким образом, исходя из установленных судом по делу обстоятельств, принимая во внимание характер установленных дефектов оказания административному истцу медицинской помощи и реальной возможности его устранения, с учётом того обстоятельства, что до настоящего времени нарушение права административного истца на проведение необходимых диагностических исследований не устранено и доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, суд также приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России провести Терентьеву Д.В. прием (осмотр, консультацию) врача*** предоставив при этом срок для исполнения решения суда в данной части – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░ ░░░-51 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-51 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░-10 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░-*** ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
***
*** ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░