16RS0046-01-2021-007016-58
Дело№2а-3511/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г. Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,
при секретаре В.А. Косовой,
с участием административного истца, административного ответчика судебного пристава – исполнителя Вахитовского РОСП УФССП России по РТ ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Вахитовскому РОСП ... УФССП России по РТ, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по РТ, судебному приставу – исполнителю Вахитовского РОСП УФССП России по РТ ФИО4 о признании незаконными действий по снятию денежных средств в рамках исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Г.А. ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Вахитовскому РОСП ... УФССП России по РТ, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по РТ о признании незаконными действий по снятию денежных средств в рамках исполнительного производства, возложить обязанность по прекращению исполнительного производства, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 14800 руб.
В обосновании требований указано, что судебным приставом – исполнителем Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ ... возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании судебного приказа ... от ..., выданного мировым судьей судебного участка ... по Вахитовскому судебному району ... РТ, о взыскании с Г.А. ФИО1 в пользу АО «ФИО2» задолженности по кредитным платежам в размере 394751,64 руб. Определением мирового судьи судебного участка ... по Вахитовскому судебному району ... РТ судебный приказ от ... отменен, в связи с поступлением от Г.А. ФИО1 возражения.
Так же, судебным приставом – исполнителем Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ ... возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании решения Вахитовского районного суда ... ... от ..., о взыскании с Г.А. ФИО1 в пользу АО «ФИО2» задолженности в размере 355177,41 руб.
Таким образом, в производстве Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ находятся два исполнительных производства о взыскании с Г.А.ФИО1 одной и той же задолженности.
Административный истец считает, что действия судебных приставов – исполнителей Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ нарушают ее права и законные интересы.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным действия судебных приставов – исполнителей Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ по снятию денежных средств в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., возложить на судебных приставов – исполнителей Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ обязанность по прекращению исполнительного производства ...-ИП от ..., взыскать в счет компенсации морального вреда 10000 руб., взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 14800 руб.
В ходе судебного заседания к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав – исполнитель Вахитовского РОСП УФССП России по РТ ФИО4, в качестве заинтересованного лица АО "ФИО2".
В ходе судебного заседания административный истце исковые требования уточнил, просил признать незаконным действия судебных приставов – исполнителей Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ по снятию денежных средств в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., взыскать в счет компенсации морального вреда 10000 руб., взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 14800 руб., взыскать с УФССП России по РТ денежные средства за неосновательное удержание денежных средств по исполнительным производствам ...-ИП от ... и ...-ИП от ....
Административный истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ ФИО4 удовлетворению уточненных исковых требований возражала.
Административные ответчики Вахитовский РОСП ... УФССП России по РТ, Управлений Федеральной службы судебных приставов России по РТ в судебное заседание своих представителей не направили, надлежащим образом извещены.
Заинтересованное лицо АО "ФИО2" в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом извещено.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям в том числе относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно ст. 12 Федерального закона от ... N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения
В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, мер предварительной защиты судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.
На основании частей 1, 12, 17 статьи 30 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику.
В силу части 4 статьи 45 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, направляется должнику в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Согласно части 3 статьи 52 ФЗ" Об исполнительном производстве" о замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику.
В силу части 7 статьи 80 ФЗ" Об исполнительном производстве" копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в ФИО2 или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.
Согласно части 1 статьи 112 ФЗ" Об исполнительном производстве" Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ... N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 3 указанного Кодекса предусмотрено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими
Судом установлено, что судебным приставом – исполнителем Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ ... возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании судебного приказа ... от ..., выданного мировым судьей судебного участка ... по Вахитовскому судебному району ... РТ, о взыскании с Г.А. ФИО1 в пользу АО «ФИО2» задолженности по кредитным платежам в размере 394751,64 руб.
Определением мирового судьи судебного участка ... по Вахитовскому судебному району ... РТ от ... судебный приказ от ... отменен, в связи с поступлением от Г.А. ФИО1 возражения.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом -исполнителем Вахитовского РОСП ... УФССП по РТ вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от ..., от ..., ..., постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в ФИО2 или иной кредитной организации от ... от ..., ..., ..., постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ от ....
Кроме того, судом также установлено судебным приставом – исполнителем Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ ... возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании решения Вахитовского районного суда ... ... от ..., о взыскании с Г.А. ФИО1 в пользу АО «ФИО2» задолженности в размере 355177,41 руб.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом -исполнителем Вахитовского РОСП ... УФССП по РТ вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от ..., постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в ФИО2 или иной кредитной организации от ..., от ..., от ..., постановление об обращении взыскания на пенсию от ..., постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ от ....
В силу положений частей 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для взыскания исполнительского сбора.
Оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, поскольку от достоверности установления даты извещения может зависеть в том числе и размер взыскиваемого исполнительского сбора.
Так, в соответствии с пунктом 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" установлено, что при частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания административным ответчиком не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о получении Г.А. ФИО1 копии постановлений о возбуждении исполнительных производств от ... ...-ИП и ......-ИПили направлении данных постановлений в адрес должника, с соблюдением требований, предусмотренных частями 1 статей 24, 27 Федерального закона от ... N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Административный истец в ходе судебного заседания также оспаривала факт получения постановлений о возбуждении исполнительных производств.
Указанное ставит под сомнение законность снятияв рамках исполнительного производства ...-ИП от ... денежных средств.
В ходе судебного заседания суду также не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о получении Г.А. ФИО1 по исполнительному производству от ... ...-ИП копии постановлений об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от ..., от ..., ..., об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в ФИО2 или иной кредитной организации от ... от ..., ..., ..., о временном ограничении на выезд должника из РФ от ....по исполнительному производству ......-ИПкопии постановлений об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от ..., об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в ФИО2 или иной кредитной организации от ..., от ..., от ..., об обращении взыскания на пенсию от ..., о временном ограничении на выезд должника из РФ от ....
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований законодательства об исполнительном производстве суд приходит к выводу о признании незаконным действий судебного пристава – исполнителя Вахитовского РОСП ... УФССП России по РТ ФИО4 поснятиюв рамках исполнительного производства ...-ИП от ... денежных средств.
Доказательств того, что действиями УФССП по РТ нарушены права и свободы административного истца не имеется, в ходе судебного разбирательства указанное обстоятельство не установлено, административным истцом, на которого процессуальным законом возложена обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, не выполнена; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела к указанному ответчику не установлена
Требование административного истца о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежит, в связи с тем, что административным истцом не представлено доказательств несения соответствующих расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ...░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░4 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ...-░░ ░░ ...
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ...░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ... ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...