Дело №2а-501/2024
45RS0009-01-2024-000588-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Колупаевой С.В.,
с участием административного истца помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Переваловой Н.В., представителя административного ответчика Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области Анциферовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 27 июня 2024 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оформить в муниципальную собственность земельный участок, оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке. В обоснование иска указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства о погребении и похоронном деле в Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области. В ходе проверки установлено, что в населенном пункте д. Белое Куртамышского муниципального округа, Курганской области имеется земельный участок на котором размещено общественное кладбище (места захоронения). Согласно законодательству Российской Федерации организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с п.23 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. В соответствии с нормами СанПиН, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Ответчиком не принимается мер к проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении указанного земельного участка, то есть не проведено межевание, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы.
Считает, что бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным вблизи населенного пункта д. Белое Куртамышского муниципального округа Курганской области является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным вблизи населенного пункта д. Белое Куртамышского муниципального округа Курганской области.
Обязать Администрацию Куртамышского муниципального округа Курганской области оформить в муниципальную собственность земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным вблизи населенного пункта д. Белое Куртамышского муниципального округа Курганской области, в срок до 31.12.2024.
Признать незаконным бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, на общественном кладбище, расположенном вблизи населенного пункта д. Белое Куртамышского муниципального округа Курганской области в соответствии с СанПиН 2.1.368-21.
Обязать Администрацию Куртамышского муниципального округа Курганской области обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на общественном кладбище, расположенном вблизи населенного пункта д. Белое Куртамышского муниципального округа Курганской области в соответствии с СанПиН 2.1.368-21, в срок до 01.06.2025.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Перевалова Н.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области Анциферова Г.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заслушав административного истца, административного ответчика, изучив представленные документы и доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании п.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения, урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относится к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ «О землеустройстве».В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п.1).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Конституцией РФ, а также статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Положениями ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 65 санитарных правил, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.02.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21.
Исходя из п.3 СанПиН 2.1.368-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от мусоросборников (контейнеров, бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Материалами дела установлено, что в соответствии Порядком деятельности кладбищ на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области», утвержденным решением Думы Куртамышского муниципального округа Курганской области от 25.04.2024 № 24 общественные кладбища находятся в ведении Администрации Куртамышского муниципального округа. Работы по содержанию, благоустройству и реконструкции общественных кладбищ осуществляет Администрация Куртамышского муниципального округа Курганской области.
Согласно п.6 указанного Порядка на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области располагается 50 общественных кладбищ, в том числе кладбище в д. Белое.
В ходе проведения проверки прокуратурой Куртамышского района Курганской области выявлено, что земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным вблизи д. Белое Куртамышского муниципального округа Курганской области не оформлен в муниципальную собственность и не оборудован местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, о чем составлен рапорт от 30.05.2024.
Администрацией Куртамышского муниципального округа выявленные нарушения не устранены.
Невыполнение органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера влечет нарушение прав на получение установленных законом гарантий погребения умерших, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, и создают угрозу для надлежащей сохранности вышеуказанного объекта.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа по непринятию мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным вблизи населенного пункта д. Белое Куртамышского муниципального округа Курганской области, а также оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на данном кладбище, является незаконным.
С учетом вышеизложенного суд полагает, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора Куртамышского района Курганской области в полном объеме.
Указанный административным истцом срок исполнения судебного акта является разумным и объективно позволяет административному ответчику исполнить решение суда при совершении необходимых своевременных и разумных действий по его исполнению.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░ ░░░░ ░░ 01.06.2025.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.