Дело № 2а-2735/2022
УИД 29RS0024-01-2022-003302-29
23 декабря 2022 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой К.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровцевой А.А.,
с участием административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области», УФСИН России по Кировской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда в размере 130 000 рублей за нарушение условия содержания, психологическое давление и неправомерные действия (бездействия) федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» (далее – ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Кировской области, Учреждение).
В обоснование требований указал, что 26.09.2022 прибыл в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Кировской области и был помещен в сборное помещение – транзит под номером «00», где находилось более 10 человек. Места всем не хватало, поэтому ему пришлось стоять. Санузел не обеспечивал приватность и гигиенические нормы. Вытяжная система вентиляции не справлялась с проветриванием помещения, поэтому было душно и у него (истца) сильно болела голова. Кроме того, по прибытию не проведен медосмотр, неоднократные обращения за медицинской помощью проигнорированы. После он был помещен в камеру № 12, откуда через несколько дней в статусе подследственного он переведен в камеру № 197 без объяснения причин вместе с осужденным ФИО5 В камере также отсутствовала приватность, в кабине туалета имеется глазок, выходящий в коридор к сотрудникам учреждения, сама кабина выполнена из фанеры, толщиной не более 1 см, в связи с чем в камере слышны неприятные звуки и ощущаются запахи. Отсутствовал общий доступ к радио, бегало много крыс, тараканов и различных насекомых. Койки в камере слишком короткие, естественное освещение слабое, почти отсутствует. В камерах №№ 12, 51, 69, 115 площадь помещения не соответствовала количеству находящихся в них лиц, вытяжная система в туалете отсутствует, не имелось шкафов под личные вещи, мест для приема пищи было недостаточно, ему приходилось есть стоя.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении требований, полагает, что в период с 26.09.2022 по 19.10.2022 находился в ненадлежащих условиях содержания, нарушающих его права, повлекших нравственные и физические страдания.
Административные ответчики ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в суд представителя не направили, представлены возражения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо ФСИН России, надлежащим образом извещалось о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, представлены возражения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав административного истца, исследовав истребованные судом документы, суд приходит к следующему.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть вторая статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее - УИК РФ).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части первая и вторая статьи 10 УИК РФ).
Статьей 12 УИК РФ предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (пункту 1, 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что к бесчеловечному обращению относятся в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, затрудненный доступ к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14).
Учитывая изложенное, наличие туалетного оборудования, которое отгорожено от остального помещения таким образом, чтобы обеспечивалась приватность отправления санитарно-гигиенических процедур, безусловно является обязательным элементом для признания условий содержания в исправительном учреждении надлежащими.
Судом установлено, что в период с 26.09.2022 по 19.10.2022 ФИО2 содержался в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Кировской области.
В обоснование административного иска ФИО2 указал, что по прибытию в названное Учреждение был помещен в камеру «00», где находилось более 10 человек, и он вынужден был стоять, так как мет для сиденья всем не хватало, нарушалась приватность, не обеспечивалось проветривание и надлежащая вентиляция.
Из предоставленной административным ответчиком информации следует, что камера № 00 сборного отделения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, площадью 10,33 кв.м и общей длиной скамеек 8,30 пог.м, оборудована в соответствии с подпунктом 8.59 приказа Минюста России от 28.05.2001 № 161дсп «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», в частности имеются скамейки из расчета 0,4 пог.м на 1 человека, следовательно, вместимость названной камеры составляет 20 человек (8,30 /0,4). Освещение советует нормам, оконные проемы оборудованы для проветривания, естественная и принудительная вытяжная вентиляция находится в исправном состоянии. Санузлы в камерах сборного отделения оборудованы умывальником, писсуаром и зеркалом, вмонтированным в стену, при обращении к сотрудникам учреждения лица выводятся в туалет, имеется 5 кабинок, перегородки и двери выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм. Оборудование находится в исправном состоянии.
Учитывая имеющиеся сведения, а также то обстоятельство, что камеры сборного отделения предназначены для краткосрочного содержания спец контингента (не более 2-х часов), не являются жилыми помещениями, прием пищи не предусмотрен, доводы административного истца не нашли своего подтверждения, нарушение прав судом не установлено.
Разрешая требования административного истца в части неоднократного отказа в оказании медицинской помощи и не проведения медосмотра по прибытию, суд, изучив доводы истца и представленные возражения, исходит из следующего.
Согласно журналу № Дежурства по сборному отделению ФИО2, прибыл 26.09.2022 в 07:30 часов плановым этапом Ярославль-Пермь. После проверки наличия личных дел и установления их принадлежности прибывшим осужденным, подозреваемым и обвиняемым, проведен прием и осмотр дежурным фельдшером, на момент осмотра жалоб ФИО2 не предъявлял, в 09-30 ФИО2 сопровожден в санпропускник для проведения санитарной обработки, острых инфекционных заболеваний не выявлено, телесных повреждений не выявлено, после он сопровожден в камеру.
Утверждения административного истца о ненадлежащем оказании медицинской помощи не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и исследования истребованных документов, в частности из сообщения начальника филиала Медицинская часть № 13 ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России от 15.12.2022 следует, что медицинское обеспечение лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области осуществляется медицинскими работниками филиала Медицинская часть № 13, ФИО2 осматривался дежурным медицинским работником по прибытию в Учреждение 26.09.2022, осмотрен врачом-терапевтом 30.09.2022 с установление6м диагноза «<данные изъяты>», рекомендована консультация дерматовенеролога, 19.10.2022 при убытии из Учреждения осмотрен дежурным медицинским работником, жалоб не предъявлял, дано заключение «острых заболеваний, телесных повреждений нет, может следовать этапом». За время содержания в Учреждении с 26.09.2022 по 19.10.2022 других обращений за медицинской помощью от ФИО2 не поступало.
С 26.09.2022 по 05.10.2022 административный истец содержался в камере №12, площадью 39, 85 кв.м, фактически в названный период в камере находилось 8,9 человек при максимальном размещении 9 человек. Камера имеет естественную и принудительную вытяжную вентиляцию воздуха, освещение камеры соответствует нормам, оборудование находится в исправном состоянии, в том числе санузел, оборудованный санитарным экраном, выполненным из фанеры, толщиной не менее 10 мм и высотой экрана не менее 2м.
В соответствии с пунктом 30 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее – Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), унитазы в камерах размещаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности. При наличии возможности умывальник в камере размещается за пределами кабины.
Несмотря на отсутствие законодательного определения приватности туалета и требований к его обеспечению, суд считает, что перегородка высотой не менее 2м, разделяющая санитарный узел и остальное пространство камеры, обеспечивает приватность при пользовании изолированной кабины с унитазом, поскольку со всей очевидностью не препятствует осужденному уединенно, то есть вне обозрения других лиц отправлять физиологические потребности.
Смотровые глазки в камерах требования приватности не нарушают, их назначение сводится к обеспечению безопасности содержащихся лиц и не допущение ими нарушений правил внутреннего распорядка.
Для проведения ремонта дверного замка камеры № 12 ФИО2 переведен из камеры № 12 в камеру № 197, где содержался до 12.10.2022.
Перевод лиц из одной камеры в другую обусловлен необходимостью проведения ремонтных работ в камерах, для ликвидации аварий систем водо-, электроснабжения и канализации, что согласуется с требованиями пункта 259 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно части 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В силу статьи 8 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Установить лиц, содержащихся совместно с административным истцом, в каждой из камер не представляется возможным, поскольку такая техническая возможность в Учреждении отсутствует.
Действительно, в отношении ФИО5 Северодвинским городским судом Архангельской области 17.01.2022 вынесен приговор, однако это обстоятельство не свидетельствует об отсутствии необходимости по вступлению судебного акта в законную силу и последующего этапирования в исправительную колонию особого режима содержания лица в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Кировской области.
При разрешении требований в части отсутствия доступа к радио, суд исходит из того, что в каждой камере имеются радиодинамики в исправном состоянии для вещания общегосударственной программы в дневной период с 06:00 часов до 22:00 часов с оптимальной для спецконтингента громкостью.
Камеры №№ 12, 197, 51, 69, 115 в период содержания в них ФИО2 были оборудованы одно и двухъярусными спальными местами с размером полотна 800*1900 мм, камерными столами и скамьями по количеству лиц, содержащихся в камере, имелось естественное и искусственное освещение, в том числе радиодинамики для вещания общегосударственной программы. Все оборудование камеры и инвентарь находились в исправном состоянии.
Оснащение камер следственного изолятора шкафами для личных вещей не предусмотрено нормативными документами, камеры оборудованы настенными шкафами или закрытыми полками для хранения продуктов питания из расчета одна ячейка на человека, а также вешалками для хранения верхней одежды из расчета один крючок на человека.
Количество содержащихся в камерах лиц не превышало максимально допустимое количество.
Условия содержания соответствуют требованиям санитарного законодательства, названное обстоятельство подтверждается не только справкой главного государственного санитарного врача-начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России, но и представленными в материалы дела протоколами измерений уровня искусственной освещенности, параметров микроклимата и актами о проведении в соответствии с государственным контрактом от 18.01.2022 № 4 ООО «Кировским областным центром дезинфекции» ежемесячных дератизационных мероприятий и ежеквартальных дезинсекционных мероприятий в помещениях. Так, 30.08.2022 проведена дератизация, 21.09.2022 – дератизация и дезинсекция, 19.10.2022 - дератизация помещений.
Таким образом, доводы административного истца не нашли своего подтверждения.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, суд приходит к выводу о том, что не нарушены условия содержания ФИО2 под стражей и оснований для присуждения административному истцу компенсации не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.12.2022.