Дело № 2а-344/2023 (М-79/2023)
УИД 42RS0037-01-2023-000147-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2023 года город Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. с участием секретаря судебного заседания Сидоренко Д.Ю., представителя административных соистцов Колбенко А.Ю., представителя административного соответчика Солдатовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова В.А., Степановой Е.Б. к Администрации города Юрга, заместителю Главы города по строительству о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Степановым В.А., Степановой Е.Б. к Администрации города Юрга предъявлены требования административного иска о признании незаконным отказа Администрации города Юрга в письме от 27.12.2022 г. *** в выкупе земельного участка, жилого дома, расположенного по ***, возложении обязанности на Администрацию города Юрга выкупить их по цене, определенной ООО «Прайс-Сервис» в отчете об оценке от 18.10.2022г. ***.
Административный иск обосновывается тем, что Степанову В.А., Степановой Е.Б. принадлежит на праве совместной собственности жилой дом и земельный участок по *** с кадастровым номером ***. В согласовании реконструкции дома отказано из-за установления на земельном участке охранной зоны линии электропередач ВЛ-110 кВ ПС Юргинская 110-ПС Юрга 500-1,2. В Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым *** установлено ограничение прав на основании ст. 56 Земельного кодекса РФ. Постановлением Администрации города Юрга от 10.06.2022 г. *** жилой дом по *** признан не пригодным для проживания. В соответствии с п. 37-43 Положения о возмещении убытков при ухудшении качеств земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 г. №59, 5.12.2022 г. административными соистцами Администрации города Юрга направлено требование о выкупе земельного участка, жилого дома с приложением отчета об оценке *** от 18.10.2022 г., определившего выкупную цену жилого дома в размере *** рублей, земельного участка в размере *** рублей. Из ответа *** от 27.12.2022 г. Администрации города Юрга следует, что отсутствуют правовые основания для выкупа земельного участка по ст. 56.3 Земельного кодекса РФ. Отказ нарушает жилищные права административных соистцов в связи с обязанностью органов местного самоуправления выкупить земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества в силу п. 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ. Ст. 56.3 Земельного кодекса РФ предусматривает условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а не порядок выкупа объектов недвижимости (л.д. 3-5).
Административное дело рассмотрено в отсутствие административных соистцов Степанова В.А., Степановой Е.Б., административного ответчика заместителя Главы города по строительству Сбитнева К.Е. извещенных о времени судебного заседания.
Представителем административных соистцов Колбенко А.Ю. поддержаны требования административного искового заявления по основаниям, изложенным в нем.
Представителем административного соответчика Солдатовой Т.И. не признано административное исковое заявление из-за полагания оспоренного решения законным.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные доказательства, приходит к выводам, изложенным ниже в решении.
По результатам рассмотрения административного дела судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии с требованиями, предусмотренными подп. «б» и «в» п. 3 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания обстоятельств того, что соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
На основании требований п. 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в п. 8 и 9 ст. 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Согласно п. 42 и 41 Положения о возмещении убытков при ухудшении качеств земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 г. № 59 (далее - Положения), заключение соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном п. 29 - 36 Положения с учетом особенностей, предусмотренных п. 43, 44 Положения. Соглашение о выкупе земельного участка или иного объекта недвижимого имущества заключается в связи с требованием о выкупе земельного участка или иного объекта недвижимого имущества, предъявленным правообладателем недвижимости или его представителем.
На основании требований п. 32 Положения уведомление об отказе в заключении соглашения о возмещении убытков может быть направлено правообладателю недвижимости в следующих случаях: требование о возмещении убытков не содержит сведений и документов, предусмотренных п. 29 и 30 настоящего Положения, необходимых для заключения соглашения; пропущен срок предъявления требования о возмещении убытков, предусмотренный п. 11 и 13 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации; убытки не возникли или уже возмещены в соответствии с иным соглашением; лицо, направившее требование о возмещении убытков, не является правообладателем объекта недвижимого имущества, его представителем либо указанное требование направлено лицу, не являющемуся лицом, возмещающим убытки.
На основании договора купли-продажи жилого помещения, земельного участка *** Степановым В.А., Степановой Е.Б. приобретен в совместную собственность жилой дом общей площадью *** кв.м. и земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м. (л.д. 11-12).
Уведомлением от 5.11.2019 г. *** заместителем Главы города по строительству сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного и строительства на земельном участке с кадастровым номером ***, установлены ограничения прав, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ (л.д.13).
Постановлением Администрации города Юрга от 10.06.2022 г. *** признано непригодным для проживания жилое помещение по ***.
Информационным письмом заместителя Главы города Сбитнева К.Е. от 9.09.2022г. *** административным истцам разъяснено, что в связи с отсутствием оснований для изъятия земельного участка с кадастровым номером ***, установленных ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Юрга не имеет возможности изъять указанный земельный участок и расположенный на нем объект капитального строительства (л.д. 121).
15.12.2022 г. административными соистцами Администрации города Юрга предъявлено требование о выкупе земельного участка, жилого дома в порядке п.7, 9, 10 ст. 107 Земельного кодекса РФ, а также п. 37-43 Положения о возмещении убытков при ухудшении качеств земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 г. № 59 (л.д. 16-17).
Требование подано с приложением отчета ООО «Прайс-Сервис» от 18.10.2022 г. *** об оценке рыночной стоимости жилого дома с земельным участком, расположенным по *** определившего рыночную стоимость жилого дома *** рублей, земельного участка *** рублей (л.д. 19-58).
По вышеуказанному требованию о выкупе земельного участка, жилого дома заместителем Главы города по строительству принято решение от 27.12.2022 г. *** об отсутствии правовых оснований для выкупа земельного участка, установленных ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 18 и 120).
Полномочия заместителя Главы города по строительству на принятие решения подтверждены решением Юргинского городского СНД от 26.12.2019 г. *** «О согласовании назначения на должность заместителя Главы города по строительству», должностной инструкцией заместителя Главы города по строительству от 6.05.2020 г., распоряжением Администрации города Юрга от 6.05.2020 г. *** «О разграничении полномочий между Главой города Юрга, его заместителями» (л.д. 95, 96-101, 102-119).
Из вышеизложенных доказательств следует, что административными соистцами Администрации города Юрга подано требование о выкупе земельного участка, жилого дома в порядке ст. 107 Земельного кодекса РФ и п. 37-43 Положения, но заместителем Главы города по строительству Сбитневым К.Е. принято оспариваемое решение об отказе в выкупе земельного участка на основании ст. 56.3 Земельного кодекса РФ.
Положением установлен порядок принятия оспариваемого решения в виде уведомления об отказе в заключении соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества, а п. 32 основания для данного уведомления. Заместителем Главы города по строительству не соблюден установленный порядок.
Основания для принятия решения поданному требованию о выкупе земельного участка, жилого дома указаны в ст. 107 Земельного кодекса РФ и Положении, решение вынесено на основании ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, не регулирующей отношения.
Учитывая, что в нарушение подп. «б» и «в» п. 3 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ административными соответчиками не доказано соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих: порядок принятия решения, основания для принятия оспариваемого решения, предусмотренные нормативными правовыми актами, суд признает незаконным решение заместителя Главы города по строительству от 27.12.2022 г. *** об отсутствии правовых оснований для выкупа земельного участка, установленных ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывает повторно рассмотреть требование Степанова В.А., Степановой Е.Б. о выкупе земельного участка, жилого дома, поступившее 15.12.2022г.
В остальной части административный иск подлежит отказу в удовлетворении, так как согласно исковому требованию возложение обязанности на Администрацию города Юрга выкупить их по цене, определенной ООО «Прайс-Сервис» в отчете об оценке, предполагает установление судом отсутствие или наличие оснований для выкупа вместо лица, наделенного публичными полномочиями на принятие решения в силу ст. 107 Земельного кодекса РФ и Положения, но суд не правомочен принимать решение за него.
Суд, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 27.12.2022 ░. *** ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 56.3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ 15.12.2022░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 22.02.2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░