Дело № 2а-1408/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре ТОВ,
с участием помощника прокурора КВО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации сельского поселения «Ононское» к <адрес>ному отделу судебных приставов УФССП России по <адрес>, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. В рамках исполнительного производства №50438/23/75066-ИП от 14.08.2023 года судебным приставом-исполнителем Шилкинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю 08.10.2023 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника за неисполнение без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Вместе с тем, финансовое положение должника не позволяет в установленный законом срок исполнить решение суда. Кроме того, для получения санитарно-эпидемиологического заключения на водный объект предшествует объемная процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта, для чего необходимо подготовить следующие документы: паспорт на скважины; проект зон санитарной охраны, экспертное заключение на проект ЗСО; рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды, согласованной в Роспотребнадзоре; описание технологической схемы водоснабжения и водоподготовки, с приложением документов (паспорта оборудования, сертификатов на фильтрующий материал и т.д.); протоколы лабораторных исследований воды до и после водоподготовки; данные об обслуживающем персонале; данные о канализовании территории. Указанные мероприятия требуют от Администрации поселения не только значительных финансовых затрат, но и длительную подготовку всей документации, проведение экспертиз. При этом, Администрация в течение всего периода не бездействовала, изыскивала возможности для исполнения решения суда, обращалась в Администрацию МР «Шилкинский район», но ввиду недостаточности бюджета района, денежные средства не были выделены. Также многие мероприятия по исполнению решения суда невозможно провести в настоящее время, в связи с наступлением зимнего периода. Ранее должником были заключены договоры с ИП Байда на проведение кадастровых работ на данные объекты. В бюджет 2024 года будут заложены денежные средства на проведение кадастровых работ. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Шилкинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Помощник прокурора КВО в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 14.08.2023 года на основании исполнительного листа, выданного Шилкинским районным судом Забайкальского края решения по делу 2-727/2023 Шилкинском РОСП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство №50438/23/75066-ИП в отношении Администрации СП «Ононское» по предмету исполнения: в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водозаборных скважин, находящихся по адресам: <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования; обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить обустройство дорожек к сооружениям с твердым покрытием на территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а также проведение целостного ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборных сооружений в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии настоящего постановления.
29.08.2023 года постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено должнику.
08.10.2023 года судебным приставом-исполнителем Шилкинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника Администрации СП «Ононское».
Согласно представленному договору №4 на проведение кадастровых работ, он заключен между Администрацией СП «Ононское» и ИП БАО, на проведение кадастровых работ в отношении объектов недвижимости: <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Состав работ: геодезическая съемка границ контуров зданий, оформление технических планов.
Обращаясь с заявленными требованиями, представитель административного истца ссылается на отсутствие в бюджете 2023 года денежных средств на исполнение решения суда, на объемную процедуру сбора технической документации для получения санитарно-эпидемиологического заключения, а также зимний период времени, который не позволит провести ряд работ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного).
Часть 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом частью 7 указанной статьи установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального Закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).
Как усматривается из содержания постановления судебного пристава-исполнителя Шилкинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 08.10.2023 года, его принятие было вызвано тем, что должником в добровольном порядке и в установленный срок не были исполнены возложенные судом обязанности.
Вместе с тем, решение суда Администрацией СП «Ононское» не было исполнено в установленный законом срок по объективным причинам. При этом, должником принимались все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 08.10.2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №50438/23/75066-░░ ░░ 14.08.2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.