№ ...а-62/2024 10RS0004-01
2023-001517-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 января 2024 г. ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чаловой Н.В., при секретаре Токаревой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крылова А. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий.
установил:
Крылов А.А. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ им в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) было подано заявление о предоставлении в соответствии с пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельного участка площадью 429 кв.м, расположенного на территории ........ в ......... Решением административного ответчика от ХХ.ХХ.ХХ отказано в предоставлении земельного участка в связи с ограничением доступа к водному объекту, а также возможностью формирования самостоятельного земельного участка. Ссылаясь на изложенное, административный истец просит восстановить процессуальный срок для подачи административного искового заявления, признать незаконными решение Министерства об оставлении без рассмотрения заявления о предварительном согласовании земельного участка № ....4-21 от ХХ.ХХ.ХХ, обязать повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, администрация Эссойльского сельского поселения.
Административный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - К АС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.9 ст.227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу положений ч.1.2 ст.17 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № ...- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...- ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в ........ и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Крылову А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 10:03:0040105:285, общей площадью 600 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ........, пер.Дачный, .........
ХХ.ХХ.ХХ Крылов А.А. обратился в адрес Министерства с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0040105:285, находящегося в его собственности и земель государственная собственность, на которые не разграничена в соответствии с пп.З п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ.
Решением Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № ....4-21 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земельного участка с кадастровым номером 10:21:0040105:285, находящегося в частной собственности и земель государственная собственность, на которые не разграничена, поскольку на основании предоставленной схемы было выявлено ограничение доступа к водному объекту, в том числе пожарной техники. Кроме того установлено, что предполагаемый к образованию земельный участок расположен в территориальной зоне - Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) Правил землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения. Площади испрашиваемого земельного участка достаточно для формирования самостоятельного земельного участка с одним из видов разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки в указанной территориальной зоне, без нарушения требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с данным решением, административный истец обратился в суд, просил восстановить срок для обжалования решения Министерства.
Учитывая положения ч.7 ст.219 КАС РФ, суд полагает, пропуск срока административным истцом подачи искового заявления имел место по уважительной причине.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст.39.28, 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельного участка, в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пп.З п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам
На основании п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земельного участка послужило ограничение доступа к водному объекту, в т.ч. для пожарной техники.
Из ответа Главного управления МЧС России по ........ отХХ.ХХ.ХХ следует, что в соответствии с п.75 Правил пожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ..., органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В сельском населенном ........ сельского поселения органами местного самоуправления источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения не созданы.
Администрация Эссойльского сельского поселения в ответ на запрос суда сообщила о том, что пожарные подъезды к оз.Сямозеро расположены между земельными участками с кадастровыми номерами 10:21:0040105:115, 10:21:0040105:33, а также между земельными участками 10:21:0040105:42, 10:21:0040105:32. Между тем, установка забора административным истцом по точкам 1-2, указанным в предоставленной к перераспределению земельного участка схеме, может препятствовать доступу пожарной техники к земельному участку с кадастровым номером 10:21:0040105:65.
Требования к пожарным водоемам установлены Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утв. приказом МЧС России от ХХ.ХХ.ХХ № ... (далее - СП 8.13130).
Так, согласно п.3.10 СП 8.13130 под пожарным водоемом понимается водный объект, имеющий необходимый запас воды для тушения пожаров и оборудованный для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами).
Пожарные водоемы используются в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения (п.4.2 СП 8.13130).
К пожарным водоемам надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 м. Превышение площадок (пирсов) над низшей отметкой уровня воды в пожарном водоеме следует принимать с учетом вакуумметрической высоты всасывания насосов имеющихся пожарных автомобилей (мотопомп) (п.10.10 СП 8.13130).
Учитывая изложенное, суд полагает, доводы Министерства об ограничении доступа к водному объекту, в т.ч. для пожарной техники, не нашли своего подтверждения.
Для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п.1 ст.39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п.9 ст.39.29 названного Кодекса.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п.10 ст.39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Таким образом, указанной нормой ограничивается возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в ст. 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
В силу ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту- градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ч.2 ст.30 ГрК РФ).
В силу ч.1 ст.35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2 ст.37 ГрК РФ).
В силу ч.2 ст.38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются, в т.ч. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Из предоставленной административным истцом схемы, следует, что предполагается увеличение земельного участка с кадастровым номером 10:21:0040105:285 за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, на 429 кв.м.
Согласно ответу администрации Пряжинского национального муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения расположен в функциональной и территориальной зоне - Зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Администрация Эссойльского сельского поселения в своем ответе от ХХ.ХХ.ХХ сообщила о возможности формирования на испрашиваемой административным истцом территории полноценного земельного участка, в т.ч. для предоставления многодетным семьям.
Согласно Правилам землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения Пряжинского муниципального района на момент рассмотрения обращения Крылова А.А. минимальная площадь земельного участка возможного к предоставлению в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами составляла 20 кв.м, на момент рассмотрения дела судом - 200 кв.м.
В связи с изложенным, обоснованными являются доводы Министерства о возможности формирования за счет площади земельного участка, предполагаемой к перераспределению, самостоятельного земельного участка для использования в соответствии с разрешенным использованием территориальный зоны застройки индивидуальными жилыми домами.
Данное обстоятельство является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Вопреки доводам административного истца оспариваемым отказом его права не нарушены, поскольку не ограничено его право на приобретение земельного участка в ином предусмотренном земельным законодательством порядке.
При указанных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для признания решения Министерства об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земельного участка № ....4-21 от ХХ.ХХ.ХХ незаконным, в связи с чем заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░.