Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1865/2024 ~ М-2421/2024 от 20.06.2024

Дело № 2а-1865/2024 (УИД 49RS0002-01-2024-002743-76)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ола 18 июля 2024 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Стахорской О.А.,

при секретаре Кузмичевой Г.А.,

с участием: прокурора Довгань Я.Ф., представителя ответчика Чекотиной А.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ольского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оснастить контейнерные площадки для сбора ТБО в с. Тауйск твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением,

у с т а н о в и л:

Первоначально прокурор обратился с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) осмотрены площадки для сбора ТКО в селе Тауйск. Постановлением администрации МО «Ольский городской округ» от 18.06.2020 № 477 «Об утверждении перечня и схем размещения существующих временных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории МО «Ольский городской округ» в с. Тауйск определено 10 мест размещения площадок для сбора ТБО. Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 22.05.2020 № 51/20 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Магаданской области. Приложением к территориальной схеме на территории с. Тауйск определено 10 мест накопления отходов, по следующим адресам: ул. Приморская, д. 5, ул. Янская, д. 13, ул. Янская, д. 24, ул. Первомайская, д. 20, ул. 50 лет Октября, д. 45, ул. Дорожная, д. 1, ул. Мира, д. 3, ул. Мира, д. 5, ул. Пионерская, д. 11, ул. Речная, д. 1.

Проверкой установлено, что в с. Тауйск отсутствуют площадки для установки контейнеров или бункеров. По мнению истца, названные нарушения требований, установленных СанПин 2.1.3684-21, свидетельствуют о бездействии администрации Ольского муниципального округа Магаданской области в части исполнения обязанности по обустройству мест накопления ТКО, что нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. С учётом изложенного, прокурор просит признать незаконным названное бездействие администрации и возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения.

Судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Спецтранс-Ола», представитель которого будучи извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, с учетом мнения участвующих лиц, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Прокурор в ходе рассмотрения дела настаивал на удовлетворении требований истца, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, однако требования в части возложения обязанности оснастить площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; ограждением, обеспечивающем предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, расположенные в поселке Тауйск Ольского района Магаданской области по адресам: улица Янская, д. 24, ул. Янская, д. 31, ул. Мира, д. 3 и ул. Речная, д. 1 не поддержал, в связи с внесением изменений в перечень, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ».

Представитель ответчика, пояснила, что с требованиями администрация в части исполнения обязанности по оснащению площадок, расположенных на территории с. Тауйск, твердым (асфальтовыми, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод; ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в целом согласна. Однако указывает, что в определённый прокурором срок данные нарушения устранить невозможно поскольку необходимо подготовить смету, получить положительное заключение государственной экспертизы, провести аукцион в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а работы по оборудованию контейнерных площадок можно провести только в летний период. В связи с чем, с учетом требований разумности, обоснованности и достаточности, просить установить срок для исполнения решения суда - в течение одного года с момента вступления его в законную силу. В части требований о признании незаконным бездействия не согласилась, полагая, что данное бездействие отсутствовало.

Выслушав пояснения указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 3, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» -

- хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.

Аналогичные положения закреплены в п.п. 27, 28 статьи 7 Устава муниципального образования «Ольский муниципальный округ Магаданской области», принятого Решением собрания представителей «Ольский городской округ» от 28.11.2022 № 139-РН.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 указанного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к компетенции, в том числе органов местного самоуправления городских округов.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее – Правила № 1039).

Пунктом 3 Правил № 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.п. 1.1, 3.2.16 Положения об Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 19.12.2022 № 142-РН, Администрация Ольского муниципального округа Магаданской области является исполнительно-распорядительным органом самоуправления муниципального образования «Ольский городской округ», который в сфере охраны окружающей среды наделяется компетенцией по организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

То есть обустройство контейнерных площадок по сбору ТКО, относится к вопросам местного значения по организации сбора бытовых и промышленных отходов, поэтому суд приходит к выводу, что Администрация Ольского муниципального округа Магаданской области, осуществляющая в пределах своей компетенции исполнительно-распорядительные полномочия, в том числе по организации и контролю сбора бытовых и промышленных отходов на территории округа, является надлежащим ответчиком по делу.

Постановлением Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 18.06.2020 №477 (с последующими изменениями) утвержден перечень и схемы размещения существующих временных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории муниципального образования «Ольский городской округ», согласно которому в с. Тауйск определены места сбора ТБО, в том числе:

1. по ул. Приморская, д. 5, в котором источником образования ТКО являются дома №№ 5 и 7 по ул. Приморская, дома №№ 5,8,2,6 по ул. Мисикова, дома №№ 9,10 по ул. Восточной, дома №№21,24 по ул.Янская. Собственник места накопления – Ольский муниципальный округ;

2. по ул. Первомайская, д. 20, в котором источником образования ТКО являются дома №№ 17,25 по ул. Приморская, дома №№ 15,17,18,20 по ул. Первомайская. Собственник места накопления – Ольский муниципальный округ;

3. по ул. 50 лет Октября, д. 45, в котором источником образования ТКО являются дома №№ 45, 45-а, 46, 49, по ул. 50 лет Октября, дом № 43 по ул. Совхозная. Собственник места накопления – Ольский муниципальный округ;

4. по ул. Дорожная, д. 1, в котором источником образования ТКО являются дома №№ 1,5,6,7,8 по ул. Дорожная. Собственник места накопления – Ольский муниципальный округ;

5. по ул. Мира, д. 5, в котором источником образования ТКО являются дома №№ 1,1-а,2,3,4,5,7,10,12 по ул. Мира, дом № 38 по ул. 50 лет Октября. Собственник места накопления – Ольский муниципальный округ;

6. по ул. Пионерская, д. 11, в котором источником образования ТКО являются дома №№ 1,4,5,6,7,11 по ул. Пионерская, ул. Приморская, дома №№ 4,9, ул. Янская, дома №№ 13,26. Собственник места накопления – Ольский муниципальный округ.

До внесения изменений 15.07.2024 также были определены в с. Тауйск площадки по адресам улица Янская, д. 24, ул. Янская, д. 31, ул. Мира, д. 3 и ул. Речная, д. 1.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В ходе прокурорской проверки, проведенной 29.05.2024 установлено и не оспаривалось ответчиком, что способ сбора ТКО в с. Тауйск не определен, региональный оператор сбор и вывоз ТКО не осуществляет. Вывоз ТКО на площадки временного накопления ТКО осуществляется жителями с. Тауйск самостоятельно. Контейнерные площадки, оборудованные твёрдым покрытием с уклоном, отсутствует, мусорные контейнеры либо бункеры и ограждение, отсутствуют.

Таким образом, в ходе проведенной проверки в с.Тауйск выявлено нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. При этом ранее действующие нормы СанПиН, предусматривали аналогичные требования к контейнерным площадкам.

Учитывая приведённые выше нормы законодательства РФ, суд полагает, что в части необеспечения контейнерных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, имеет место бездействие органа местного самоуправления – Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Из документов, представленных в суд, следует что собственником указанных мест накопления ТКО является Ольский муниципальный округ Магаданской области.

Административным ответчиком не представлены документы, на основании которых контейнерные площадки по указанным адресам, отнесены к собственности собственников, соответствующих МКД, либо доказательств, что контейнерные площадки расположены в пределах общей совместной собственности собственников помещений многоквартирных домов.

Неисполнение Администрацией Ольского муниципального округа Магаданской области возложенной законом обязанности по оснащению указанных выше контейнерных площадок, твердым (асфальтовым или бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, нарушает права жителей с. Тауйск на благоприятную окружающую среду.

В нарушение требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ доказательств соответствия оспариваемого бездействия действующему законодательству, административным ответчиком не представлено.

Поскольку судом установлено, что контейнерные площадки, указанные выше, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления своих полномочий в сфере обращения с отходами, то обязанность устранить допущенное нарушение, в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов, должна быть возложена на административного ответчика.

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлен факт неисполнения административным ответчиком возложенной на него обязанности, и данное бездействие администрации Ольского муниципального округа Магаданской области влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению за исключением требований по оснащению контейнерных площадок контейнерами для сбора мусора, расположенных по адресам: улица Янская, д. 24, ул. Янская, д. 31, ул. Мира, д. 3 и ул. Речная, д. 1, ввиду их исключения их из соответствующего перечня.

Обсуждая срок, в течение которого необходимо исполнить решение, суд находит разумным и достаточным срок до 01 сентября 2025 года, учитывая, особенности климатических условий Магаданской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 297, 298 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 18.06.2020 № 477 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 560 ░░ 15.07.2024), ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ 5, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ 20, ░░░░░ 50 ░░░ ░░░░░░░, ░░░ 45, ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ 1, ░░░░░ ░░░░, ░░░ 5, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ 11, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 31 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1865/2024 ~ М-2421/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ольского района
Ответчики
Администрация Ольского муниципального округа Магаданской области
Другие
ООО "Спецтранс-Ола"
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Стахорская Олеся Анатольевна
Дело на сайте суда
olskiy--mag.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация административного искового заявления
20.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее