Дело №2а-960/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 09 августа 2023 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Ширяевской Н.П.
с участием заместителя прокурора Череповецкого района Хохловой Е.Н.
при секретаре Букиной Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Череповецкого муниципального района Вологодской области к Вологодскому региональному отделению Политической партии Либерально-демократической партии России, Молчанову И.А. об отмене регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением на повторных выборах,
установил:
Территориальная избирательная комиссия Череповецкого муниципального района Вологодской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Вологодскому региональному отделению Политической партии Либерально-демократической партии России, Молчанову И.А. об отмене регистрации кандидата Молчанова И.А., <данные изъяты>, выдвинутого избирательным объединением «Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» на повторных выборах 10 сентября 2023 года.
Исковые требования мотивированы тем, что постановлением территориальной избирательной комиссии назначены повторные выборы депутата Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области пятого созыва по Судскому – Центр четырехмандатному избирательному округу на 10 сентября 2023 года. Молчанов И.А. <дата> года зарегистрирован в качестве кандидата. Административному истцу <дата> года поступили сведения о наличии у кандидата иного гражданства. Направленное в адрес Молчанова И.А. уведомление с просьбой представить сведения об отсутствии у него гражданства Республики <данные изъяты> оставлено без удовлетворения. Наличие у административного ответчика гражданства Республики <данные изъяты> свидетельствует об отсутствии у него права на реализацию пассивного избирательного права.
Представитель административного истца Территориальной избирательной комиссии Череповецкого муниципального района Вологодской области Радченко О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Вологодского регионального отделения Политической партии ЛДПР в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Административный ответчик Молчанов И.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что при получении гражданства Российской Федерации утратил гражданство Республики <данные изъяты>, обращался консульство и МВД в устном порядке, где подтвердили об отсутствии гражданства. Уведомление о прекращении гражданства представить не может.
В судебное заседание представитель избирательной комиссии Вологодской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение заместителя прокурора Череповецкого района Хохловой Е.Н. полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, представленные суду документы, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с положения статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно статье 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Каждому гражданину Российской Федерации, обладающим пассивным избирательным правом на выборах главы поселения, принадлежит право выдвинуть свою кандидатуру.
Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (Закон Вологодской области от 15 ноября 2011 года №2643-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Территориальной избирательной комиссии Череповецкого муниципального района №105/609 от 20 июня 2023 года на 10 сентября 2023 года назначены повторные выборы депутата Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области пятого созыва по Судскому-Центр четырехмандатному избирательному округу №1 (л.д.14).
Постановлением №<№> от <дата> года выдвинутый избирательным объединением «Вологодское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» Молчанов И.А. зарегистрирован кандидатом депутата Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области пятого созыва по Судскому-Центр четырехмандатному избирательному округу №1 (л.д.15-16).
Территориальной избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с целью проверки достоверности сведений о кандидатах осуществлены запросы.
Из представленных УМВД России по Вологодской области сведений следует, что Молчанов И.А., <дата> года рождения, уроженец <данные изъяты>а, приобрел гражданство Российской Федерации по решению УМВД России по Новгородской области от <дата> года в статусе гражданина Республики <данные изъяты> (л.д.21).
Административным истцом <дата> года в адрес Молчанова И.А. направлено уведомление с просьбой представить в срок до <дата> года документы, подтверждающие отсутствие гражданства Республики <данные изъяты> (л.д.26). До настоящего времени испрашиваемый документ административным ответчиком не представлен.
Довод административного ответчика Молчанова И.А. о том, что законодательство Республики <данные изъяты> запрещает иметь двойное гражданство, следовательно, факт приобретения <дата> года гражданства Российской Федерации свидетельствует о прекращении подданства Республики <данные изъяты>, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Из разъяснений пункта 86 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года №24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что ограничение конституционного права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее - ограничение пассивного избирательного права) ведет к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности, и устанавливается статьей 4 Федерального закона N 67-ФЗ, которая относит к ним в том числе граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане могут быть избраны в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Судам следует учитывать, что факт прекращения гражданства иностранного государства подтверждается соответствующим документом, выданным уполномоченным органом этого государства в установленном порядке, и направлением уведомления о прекращении гражданства в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном законом. Отсутствие письменного уведомления о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, направленного в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства или месту пребывания данного гражданина в пределах территории Российской Федерации, а при их отсутствии - по месту фактического нахождения, с приложением в том числе копии документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации, аннулирования регистрации.
Отсутствие такого документа, равно как и инициирование лицом процедуры выхода из гражданства иностранного государства, не свидетельствует о выходе из гражданства (отсутствии гражданства) и наличии у гражданина пассивного избирательного права, за исключением случаев, установленных законодательством.
Непредставление Молчановым И.А. в территориальную избирательную комиссию Череповецкого муниципального района документа о прекращении гражданства иностранного государства является основанием для отмены регистрации.
Учитывая вышеизложенное, суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит заявленные Территориальной избирательной комиссией Череповецкого муниципального района Вологодской области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░