Дело №2а-2536/2021
УИД № 22RS0013-01-2021-003505-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2021 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Виноградовой НН о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, соответствующей пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Виноградовой Н.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, соответствующей пени.
В обоснование административных исковых требований указала, что согласно данным ОГИБДД МУ МВД России «Бийское» Виноградовой Н.Н. в 2015 году принадлежало транспортное средство: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №.
В соответствии со ст. ст. 356, 357, 358, 359 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. ст. 1, 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» административный ответчик является плательщиком данного налога и обязан своевременно и в полном объеме его уплачивать. Административному ответчику направлялось налоговое уведомление о необходимости уплатить налог, однако, налог своевременно не был уплачен. Недоимка по транспортному налогу за 2015 год составила 978 руб.
Согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2016 году принадлежало следующее имущество: жилые дома по адресу: <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №.
В соответствии со ст. ст. 3, 23, 45, 400 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком данного налога, обязан уплатить его до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Недоимка по налогу на имущество за 2016 год составила 412 руб.
На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 60 руб. 28 коп.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления № 5743113 от 28 июля 2016 года и № 40903480 от 06 августа 2017 года, в которых произведен расчет транспортного налога и налога на имущество, и требования № 29208 от 06 февраля 2017 года и № 45283 от 05 марта 2018 года.
Данные обстоятельства дают основание для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам за счет имущества административного ответчика.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю просит взыскать с Виноградовой Н.Н. недоимку по транспортному налогу в сумме 978 руб., пени в сумме 60 руб. 28 коп., недоимку по налогу на имущество в сумме 412 руб., всего 1450 руб. 28 коп.
Административный истец - представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие, что суд находит возможным.
Административный ответчик Виноградова Н.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд считает возможным.
Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая административные исковые требования о взыскании недоимки по транспортному налогу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1).
В судебном заседании установлено, что Виноградовой Н.Н. в 2015 году принадлежало транспортное средство: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (с 09 апреля 2014 года по 07 июля 2016 года).
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением ГИБДД МУ МВД России «Бийское» от 08 июня 2021 года и карточкой учета транспортного средства.
Соответственно, Виноградова Н.Н., на основании ст. ст. 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком транспортного налога.
Транспортный налог является региональным налогом, что предусмотрено разделом IX Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на Виноградовой Н.Н. лежала обязанность уплатить транспортный налог за 2015 год в срок до 01 декабря 2016 года.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 10 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно составляет 20 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно составляет 25 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно составляет 60 руб. с каждой лошадиной силы.
Из сказанного следует, что транспортный налог за 2015 год, подлежащий уплате Виноградовой Н.Н., составил 2740 руб. (137 л.с. х 20 руб.).
Представленный административным истцом расчет транспортного налога за 2015 год соответствует требованиям налогового законодательства, судом проверен, является правильным, административным ответчиком не оспорен.
В силу п. 3 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что транспортный налог, подлежащий уплате Виноградовой Н.Н., рассчитывается налоговым органом.
Разрешая административные исковые требования в части взыскания налога на имущество, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на 2016 год) предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество является местным налогом, что предусмотрено ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации и разделом X Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2016 году принадлежало следующее имущество: жилые дома по адресам: <адрес>, кадастровый № (? доли); <адрес>, кадастровый № (? доли).
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 16 июня 2021 года, представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю.
При таких обстоятельствах, административный ответчик является плательщиком налога на имущество.
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из приведенной нормы следует, что Виноградова Н.Н., являясь плательщиком налога на имущество, должна была его уплатить за 2016 год в срок до 01 декабря 2017 года.
Статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решением Думы города Бийска от 20 ноября 2014 года № 462 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Бийск» в п. 2 установлены ставки налога на имущество физических лиц для объектов налогообложения, указанных в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования город Бийск. При стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб. (включительно) размер налоговой ставки составляет 0,55 %.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находившихся в собственности Виноградовой Н.Н. в 2016 году, сумма налога на имущество составила 3142 руб., из них: 161 руб. за ? долю <адрес> ((58403 руб. (инвентаризационная стоимость) : 2) х 0,55%) и 2981 руб. за ? долю <адрес> ((1083852 руб. (инвентаризационная стоимость) : 2) х 0,55%).
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Имущественный налог, согласно п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что налог на имущество, подлежащий уплате ФИО3, рассчитывается налоговым органом.
Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По делу установлено, что 10 августа 2016 года и 15 августа 2017 года налоговый орган направил Виноградовой Н.Н. налоговые уведомления № 5754113 от 28 июля 2016 года и № 40903480 от 06 августа 2017 года соответственно, в которых указаны суммы транспортного, налога на имущество, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные налоговые уведомления были получены налогоплательщиком 02 ноября 2016 года и 14 сентября 2017 года, что подтверждается списками заказных писем № 19165 и № 67, а также отчетами об отслеживании почтовых отправлений с идентификационными номерами 65097902259381 и 45092914959737.
06 октября 2017 года Виноградова Н.Н. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении ей, как пенсионеру по возрасту, льготы по оплате налога на имущество. В этой связи, расчет налога на имущество за 2016 год был произведен в налоговом уведомлении № 80877684 от 23 ноября 2017 года, установлен срок уплаты- 31 января 2018 года.
Вместе с тем, административный ответчик Виноградова Н.Н. обязанность по уплате налогов в установленные сроки надлежащим образом не исполнила. Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Абзацами 1 и 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога, как следует из п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку Виноградова Н.Н. транспортный налог, налог на имущество в установленные сроки не уплатила, у него образовалась недоимка по данным налогам, что послужило основанием для направления 10 февраля 2017 года и 23 марта 2018 года налоговым органом в адрес первой требований № 29208 по состоянию на 06 февраля 2017 года и № 45283 по состоянию на 05 марта 2018 года, которые содержали данные, предусмотренные п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, со сроком уплаты до 03 апреля 2017 года и 03 мая 2018 года соответственно.
Факт получения 16 февраля 2017 года Виноградовой Н.Н. требования № 29208 по состоянию на 06 февраля 2017 года подтверждается списком заказных писем № 205108 и отчетом об отслеживании почтового оправления с почтовым идентификатором № 65091508230461.
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств направления в адрес Виноградовой Н.Н. налогового уведомления № 80877684 от 23 ноября 2017 года, которым произведен расчет налога на имущество за 2016 год со сроком уплаты 31 января 2018 года, и требования № 45283 по состоянию на 05 марта 2018 года, в котором предлагалось добровольно в срок до 03 мая 2018 года уплатить недоимку по налогу на имущество за 2016 год.
С учетом изложенного суд полагает, что налоговым органом не соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности за 2016 год за имущество, в том числе, направления налогоплательщику налогового уведомления об уплате налога и требования об уплате недоимки по налогу и пени. Учитывая, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с даты получения направленного ему уведомления, суд полагает, что оснований для принудительного взыскания с Виноградовой Н.Н. задолженности по налогу на имущество за 2016 год в размере 412 руб. по указанному выше требованию № 45283 от 05 марта 2018 года в судебном порядке не имеется.
В данном случае налоговым органом выполнены требования Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении транспортного налога за 2015 год, о направлении уведомления об уплате налога и соответствующего требования. В свою очередь, административный ответчик Виноградова Н.Н. недоимку по транспортному налогу за 2015 год в полном размере не уплатила, оставшаяся задолженность составляет 978 руб.
Разрешая административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю о взыскании пени по транспортному налогу на недоимку за 2016 год, суд принимает во внимание следующие фактические обстоятельства по делу.
В силу п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
В соответствии с п. п. 1, 2, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктами 3, 4, 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Как установлено по делу, административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 57543113 от 28 июля 2016 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2015 год в сумме 2740 руб. в срок до 01 декабря 2016 года. Однако, налог не был своевременно уплачен. О наличии недоимки по налогу налоговым органом было указано в требовании № 29208 по состоянию на 06 февраля 2017 года со сроком уплаты до 03 апреля 2017 года.
Частичная оплата недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1762 руб. была произведена административным ответчиком 20 марта 2017 года.
Приведенные обстоятельства дают основание для исчисления пени по транспортному налогу в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом проверен представленный административным истцом расчет пени по налогам.
Так, сумма пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год составила 60 руб. 28 коп. ((2740 руб. х 0,0003333 х 66 дней (с 02 декабря 2016 года по 05 марта 2017 года)).
Административный ответчик Виноградова Н.Н. свою обязанность по уплате пени за спорный период времени также не исполнила.
Вместе с тем, законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).
На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов административного дела усматривается, что в требовании № 29208 по состоянию на 06 февраля 2017 года (со сроком исполнения до 03 мая 2017 года) к оплате указана сумма недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 2740 руб. и пени на недоимку по транспортному налогу в сумме 60 руб. 28 коп.
Необходимость уплаты недоимка по налогу на имущество за 2016 год в сумме 675 руб. и пени в сумме 05 руб. 46 коп. предусмотрена в требовании № 45283 по состоянию на 05 марта 2018 года (со сроком исполнения до 03 мая 2018 года).
Таким образом, общая сумма налогов и пеней, подлежащая взысканию с Виноградовой Н.Н., превысила 3000 руб. с учетом требования № 45283 по состоянию на 05 марта 2018 года. Соответственно, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пеней налоговому органу следовало обратиться к мировому судье в срок, не позднее 03 ноября 2018 года.
В порядке приказного производства налоговый орган обратилась к мировому судье 15 октября 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Суд учитывает, что приказное производство является упрощенной формой судопроизводства в отличие от административного искового производства. При вынесении судебного приказа мировой судья не входит в обсуждении вопроса о сроках обращения в суд с иском. Эти вопросы рассматриваются судом общей юрисдикции при обращении в суд после отмены судебного приказа.
Налоговый орган является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
При разрешении данного административного спора не установлены снования для восстановления срока, поскольку административным истцом не представлены доказательства уважительности причин его пропуска. Кроме того, административным истцом заявление о восстановлении срока не подавалось. Доводы представителя Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю о соблюдении срока на обращение с административным иском в суд, изложенные в письменных пояснениях от 23 июля 2021 года, не основаны на положениях вышеприведенных норм действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, предъявленные к Виноградовой Н.Н., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░