Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-41/2024 ~ М-9/2024 от 24.01.2024

Дело № 3а-41/2024

42OS0000-01-2024-000027-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Альбек Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

19 февраля 2024 года

дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Передвижная механизированная колонна № 6» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Передвижная механизированная колонна № 6» (далее по тексту ООО «ПМК-6», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что Общество является собственником объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 27 февраля 2014 года, составляла 10 468 411,79 руб. и в настоящее время является архивной. Между тем рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на дату оценки ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика.

Поскольку архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости используется для исчисления налоговых платежей, административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Представитель административного истца Сизикова Т.П., действующая на основании доверенности, требования об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости поддержала. Пояснила, что оспаривание архивной кадастровой стоимости необходимо в целях перерасчета налога на имущество организаций за период, в котором такая стоимость применялась. При разрешении вопроса о восстановлении срока для обращения с иском в суд просила учесть, что оспариваемая архивная кадастровая стоимость стала нарушать права административного истца с 2022 года, когда вступили в силу положения Закона Кемеровской области - Кузбасса «О налоге на имущество организаций», увеличившие ставку налога на соответствующее имущество, определяемого исходя из кадастровой стоимости.

Административные ответчики Правительство Кемеровской области – Кузбасса, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, публично-правовая компания «Роскадастр» (филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу), заинтересованное лицо администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, публично-правовая компания «Роскадастр» (филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу) представили письменные возражения, указывая на то, что не являются административными ответчиками по делу, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей (л.д. 99-100, 104-106).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его проведения надлежащим образом и распорядившихся правом на участие в нем.

Заслушав представителя административного истца, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также -Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также - Федеральный закон №237-Ф3) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

Положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (часть 6 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона № 237-ФЗ)

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, назначение – «нежилое», наименование – «здание гаража», площадь – 1 063,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12, 13-14).

Вышеуказанный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 27 февраля 2014 года.

Согласно данным ППК «Роскадастр» в лице филиала по Кемеровской области - Кузбассу оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 10 468 411,79 руб., утверждена актом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области от 28 февраля 2014 года № 35-350520/1, в соответствии с п. 2.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» с применением утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 среднего удельного показателя кадастровой стоимости для «нежилого здания» в кадастровом квартале № в размере 9 845,21 руб./кв.м. Дата определения кадастровой стоимости - 27 февраля 2014 года, дата внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости и начала применения - 28 февраля 2014 года (л.д. 15, 105 оборот, 108).

В 2023 году проведена очередная государственная оценка в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, учтенных в ЕГРН на территории Кемеровской области-Кузбасса, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Результаты государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест расположенных на территории Кемеровской области-Кузбасса, определенные по состоянию на 01 января 2024 года, утверждены приказом Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 21 сентября 2023 года № 4-2/1951-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Кемеровской области-Кузбасса» (л.д. 105 оборот).

1 ноября 2023 года на основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 21 сентября 2023 года № 4-2/1951-п в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 16 549 179,93 руб. (л.д. 16, 105 оборот).

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 16 549 179,93 руб. является 01 января 2023 года – дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке. Дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2024 года.

Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 10 468 411,79 руб., определенная по состоянию на 27 февраля 2014 года, в настоящее время является архивной.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку результаты определения архивной кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника недвижимого имущества, являющегося плательщиком налога на имущество организаций, размер которого в рассматриваемом случае определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (статьи 372, 374, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 3 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 26 ноября 2003 года № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций»), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 апреля 2023 года в Кемеровской области – Кузбассе рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ не осуществляется (л.д. 97), тем самым доводы Общества о невозможности предварительного обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подтверждены.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Общество обратилось 24 января 2024 года, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.

Оценивая наличие уважительных причин пропуска установленного законом срока и оснований к его восстановлению, суд учитывает позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 8 Постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о том, что пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание актуальность архивной кадастровой стоимости здания в целях налогообложения, срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением подлежит восстановлению.

Из представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 1193/2023 от 29 ноября 2023 года, составленного оценщиком ООО «Хоттей» следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на дату оценки 27 февраля 2014 года составляет 1 920 000 руб. (л.д. 116-167).

Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость объекта недвижимости – 27 февраля 2014 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Оценивая указанный отчет оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, суд исходит из того, что он содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта недвижимости, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта недвижимости отобран сравнительный подход (описано применение метода сравнения продаж), отказ от использования затратного и доходного подходов и иных методов мотивирован. Этапы определения стоимости объекта оценки сравнительным подходом подробно изложены, приведены источники информации, на основании которых произведен расчет итоговой величины рыночной стоимости, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В совокупности с последовательными пояснениями, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля оценщика ФИО5., у суда отсутствую какие – либо сомнения относительно расчетов, выводов и результатов, полученных оценщиком.

Административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной оценщиком в отчете.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости объекта недвижимости является надлежащим доказательством, подтверждающим размер его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости применялись для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 28 февраля 2014 года до 01 января 2024 года.

С учетом изложенного вышеприведенный период действия оспоренной кадастровой стоимости также подлежит указанию в резолютивной части решения в соответствии с абзацем втором пункта 25 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ППК «Роскадастр» (в лице филиала по Кемеровской области – Кузбассу) о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 6» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 920 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2014 ░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ 28 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░      ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-41/2024 ~ М-9/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Передвижная Механизированная колонна № 6"
Ответчики
Правительство Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Киклевич Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud--kmr.sudrf.ru
24.01.2024Регистрация административного искового заявления
24.01.2024Передача материалов судье
25.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
25.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Подготовка дела (собеседование)
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее