УИД 57RS0023-01-2024-003363-07
Дело №2а-3022/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года город Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
помощнике судьи Конкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Департамента образования Орловской области к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов, судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления федеральной службы судебных приставов Уваровой А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент образования Орловской области обратился в суд с иском к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов (далее ГМУ ФССП России), судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления федеральной службы судебных приставов (далее СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России) Уваровой А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что решением Советского районного суда г.Орла от 07.03.2023 г. частично удовлетворены исковые требования прокурора Советского района г.Орла в интересах неопределенного круга лица к казенному общеобразовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа – интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших», казенному общеобразовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи», Департаменту образования Орловской области о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения. На Департамент образования Орловской области возложена обязанность профинансировать казенное общеобразовательное учреждение Орловской области Орловской области «Орловская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» в целях выполнения мероприятий антитеррористической направленности: по оборудованию образовательного учреждения системой охранной сигнализации; по установке дополнительных видеокамер с целью непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории); по обеспечению охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с пунктами 24 и 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. возбуждено исполнительное производство № 43025/23/98057-ИП от 19.06.2023 г. В связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения требований 23.04.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ССП России Уваровой А. А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 43025/23/98057-ИП от 19.06.2023 г. неимущественного характера и установлении нового срока исполнения предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Ссылаясь на то, что со стороны административного истца отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда, поскольку Департамент образования Орловской области предпринял все меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта и требований, содержащихся в исполнительном документе, просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.04.2024.
В судебном заседании представитель административного истца Ермаков А.В. заявленные требования поддержал, по основаниям изложенным в иске.
Судебный пристав-исполнитель специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления федеральной службы судебных приставов Уварова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма предусмотрена в ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», где установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Положениями ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.
Судом установлено, что Советского районного суда г.Орла от 07.03.2023 г. частично удовлетворены исковые требования прокурора Советского района г.Орла в интересах неопределенного круга лица к казенному общеобразовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа – интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших», казенному общеобразовательному учреждению Орловской области «Орловская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи», Департаменту образования Орловской области о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения.
На Департамент образования Орловской области возложена обязанность профинансировать казенное общеобразовательное учреждение Орловской области Орловской области «Орловская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» в целях выполнения мероприятий антитеррористической направленности: по оборудованию образовательного учреждения системой охранной сигнализации; по установке дополнительных видеокамер с целью непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории); по обеспечению охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с пунктами 24 и 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. возбуждено исполнительное производство № 43025/23/98057-ИП от 19.06.2023 г.
В соответствии с п.2 данного постановления судебным приставом должнику был установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - в течение 5 дней со дня получения должником копии постановления.
Должник также был предупрежден о том, что в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (п.3 постановления о возбуждении исполнительного производства).
В связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения требований 23.04.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ССП России Уваровой А.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 43025/23/98057-ИП от 19.06.2023 г. неимущественного характера и установлении нового срока исполнения предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, Департамент образования Орловской области указывал, что им были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда и в неисполнении решения суда в установленный срок не имеется их виновных действий.
Проверяя обоснованность заявленных административным истцом требований, судом установлено, что основанием для взыскания исполнительного сбора послужило не исполнение Департаментом образования Орловской области исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Департамент образования Орловской области осуществляет функции и полномочия учредителя государственных образовательных организаций Орловской области на основании постановления Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 394 «Об утверждении Положения о Департаменте образования Орловской области», а также осуществляет контроль за деятельностью государственных образовательных организаций и учреждений Орловской области, подведомственных Департаменту образования Орловской области.
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) бюджетными учреждениями Орловской области (далее - областные бюджетные учреждения), утвержден постановлением Правительства Орловской области от 1 декабря 2015 года № 527 «Об утверждении положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений орловской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания».
Порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Орловской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 17 июня 2020 года № 377 «Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям орловской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания» (далее - Порядок) устанавливает правила определения объема, условий и процедуру предоставления субсидий из областного бюджета бюджетным учреждениям Орловской области (далее -учреждения) в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - субсидии на выполнение государственного задания).
В соответствии с пунктом 3 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Орловской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 1 декабря 2015 года № 527 государственное задание формируется в процессе формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - субсидия) в отношении:
а) областных казенных учреждений - главными распорядителями бюджетных
средств (далее также - ГРБС), в ведении которых находятся областные казенные
учреждения;
б) областных бюджетных или автономных учреждений - органами исполнительной
государственной власти специальной компетенции Орловской области (далее - органы
исполнительной государственной власти Орловской области), осуществляющими функции
и полномочия учредителей областных бюджетных или автономных учреждений.
В силу пункта 12 указанного Положения базовый норматив затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) состоит из: базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (работы); базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги (работы).
Как указано в подпункте «б» пункта 16 данного Положения, в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги (выполнение -работы) включаются затраты на содержание объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 32 Положения, финансовое обеспечение выполнения государственного задания областным бюджетным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии.
Предоставление областному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного
задания, заключаемого областным бюджетным органом исполнительной государственной власти Орловской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя областных бюджетных учреждений, в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Орловской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 17 июня 2020 года № 377 (пункт 34 Положения).
Как указано в пункте 35 Положения, перечисление субсидии осуществляется в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным учреждениям Орловской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 17 июня 2020 года № 377.
В силу пункта 2 Порядка, субсидии на выполнение государственного задания рассчитываются на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество (далее - нормативные затраты), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью областного бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции и полномочия учредителей соответствующих учреждений.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, определение нормативных затрат и распределение их по отдельным государственным услугам (работам) устанавливаются органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим полномочия учредителя (далее - учредитель), с учетом положений пункта 10 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Орловской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 1 декабря 2015 года № 527 «Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Орловской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания».
Как указано в пункте 4 Порядка, субсидии на выполнение государственного задания предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания, заключаемого учредителями с учреждениями до начала финансового года в соответствии с типовой формой, утвержденной Департаментом финансов Орловской области (далее - соглашение).
Субсидии на выполнение государственного задания учреждениям предоставляются в случае соблюдения учреждениями условий, установленных в пункте 5 Порядка.
В целях исполнения решения суда Департаментом образования Орловской области доведены лимиты бюджетных обязательств КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» (антитеррористическая защищенность), согласно бюджетной смете на 2023 финансовый год и плановый период 2024 и 2025 годов от 09 января 2023 года в размере 431 861,64 руб., с изменениями №2 показателей бюджетной сметы на 2023 финансовый год и плановый период 2024 и 2025 годов от 25 января 2023 года в размере 590 790 руб.
03 августа 2023 года КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» обратилось в Департамент образования Орловской области о выделении дополнительных лимитов в сумме 239 138,36 руб. Денежные средства 23 августа 2023 года Департаментом образования Орловской области в полном объеме доведены до учреждения (расходное расписание № 01103384).
Согласно бюджетной смете на 2024 финансовый год и плановый период 2025 и 2026 годов от 09 января 2024 года доведены лимиты бюджетных обязательств КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» (антитеррористическая защищенность) в размере 1 000 000 руб.
Таким образом, вина Департамента образования Орловской области в невыполнении в срок требований исполнительного документа, отсутствует.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия данных о наличии вины Департамента образования Орловской области в неисполнении в срок требований исполнительного документа, административные исковые требования административного истца являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.226-227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5753049702, ░░░░ 1095753001508) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 23.04.2024 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 43025/23/98057-░░ ░░ 19.06.2023 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – 13 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░