Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-277/2022 ~ М-315/2022 от 21.09.2022

Дело № 2а-277/2022

УИД: 17RS0018-01-2022-000369-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 года                                 с. Кунгуртуг

Тере-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сымчаан С-С.С.,

при секретаре Степановой Д.М.,

с участием административного истца Долзатмаа А.Э., представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района по доверенности – Бузур-оола А.А., Середкина М.В.,

заместителя прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Республики Тыва Ондар А.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Долзатмаа А.Э. к Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района о признании незаконным и отмене протокола участковой избирательной комиссии и о признании недействительными результаты выборов, и отмене решения участковой избирательной комиссии № «Таежная» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № в досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва,

у с т а н о в и л:

Административный истец Долзатмаа А.Э. обратилась в Тере-Хольский районный суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района о признании незаконным и отмене протокола участковой избирательной комиссии и о признании недействительными результаты выборов, и отмене решения участковой избирательной комиссии № «Таежная» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № в досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва, указывая на то, что с 9 по 11 сентября 2022 года в с. Кунгуртуг Тере-Хольского кожууна состоялись досрочные выборы депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва. По Школьному избирательному округу № участвовали 2 кандидата Август-оол Л.М. и Долзатмаа А.Э. Согласно протолку УИК № «Таежная» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № за кандидата Август-оол Л.М. проголосовали 36, за Долзатмаа А.Э. 14 человек. Административный истец с результатом выборов не согласна в полном объеме по следующим основаниям: в дни проведения голосования открыто велись агитационные работы с призывом голосовать за кандидатов партии «Единая Россия», что противоречит действующему законодательству; помещение УИК № «Таежный» не было оборудовано системой видеонаблюдения, потому что действующему ТИК Тере-Хольского кожууна, который функционирует очень долгое время у жителей кожууна нет доверия. После её устного обращения 09 сентября председателю ТИК об отсутствии видеонаблюдения в помещении УИК № «Таежный», после обеда в УИК отправлен сотрудник полиции, но когда она пришла голосовать 11 числа в помещении находились только члены УИК № «Таежный». После ознакомления с книгой выдачи бюллетеней избирателям у неё возникли сомнения в честности проведения голосования. Просит признать незаконным и отменить протокол УИК № «Таежный» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва. Признать недействительными результаты выборов, отменить решение участковой избирательной комиссии № «Таежная» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № в досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва.

В судебном заседании административный истец Долзатмаа А.Э. исковые требования полностью поддержала и просила удовлетворить по указанным в иске основаниям, при этом пояснив, что 9 сентября в день голосования заместитель министра труда и по социальной политике Республики Тыва Д.Д.Д. открыто ходила по коллективам и агитировала проголосовать за кандидатов партии «Единая Россия», было собрание коллектива ЦКБ, открыто говорила не голосовать за самовыдвиженцев, то есть за неё в том числе. Д.Д.Д. в день выборов ходила по домам и просила голосовать. У неё не было наблюдателей, и самой наблюдать за выборами у нее не было возможности. Выборы проходили без видеонаблюдения, о чем она сообщила в ТИК Тере-Хольского района Республики Тыва. Считает, что выборы были проведены с нарушениями.

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского кожууна по доверенности Бузур-оол А.А., Середкин М.В. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать, указав, что истцом пропущен срок подачи в суд административного искового заявления. Также указали, что в период выборов жалоб, замечаний не поступало об ущемлении прав избирателей, ни в ТИК Тере-Хольского кожууна, ни в УИК не поступало. Никакие нормы закона не были нарушены во время выбора в избирательном округе, агитационная работа также проводилась в рамках закона. Решение о применении или не применению видеонаблюдения входит в компетенцию ТИК Тере-Хольского кожууна. Право кандидата на участие их наблюдателей в выборах не нарушено, им такая возможность была предоставлена.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского кожууна и заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Тыва по доверенности Шулуу Д.Г. извещена о дате и месте судебного заседания в надлежащем порядке, ходатайств об отложении не заявлено. В письменном возражении на административный иск указывают о несогласии с заявленными требованиями, считает, что истцом пропущен срок подачи в суд административного искового заявления, последний срок подачи которого является 20.09.2022г., когда как в суд подано 21.09.2022г.

Заинтересованное лицо Август-оол Л.М. просила рассмотреть дело без её участия.

Заместитель прокурора Ондар А.Ч. в своем заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку административный истец не смог доказать по каким основаниям подлежит признание незаконным и отмена протокола участковой избирательной комиссии и о признании недействительными результаты выборов, и отмене решения участковой избирательной комиссии № «Таежная» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № в досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва. Факты нарушения, озвученные истцом в судебном заседании, не были установлены представленными письменными материалами. По доводу отсутствия видеонаблюдения, считает, что нарушений не имеется. По доводу представителей ответчика о пропуске срока обращения в суд полагает, что Избирательная комиссия ошибочно ссылается только на ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», тогда как административное исковое заявление рассматривается по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Оспариваемый протокол УИК № «Таежная» принят 11 сентября 2022 года 21.30 час, административное исковое заявление о признании его незаконным и о его отмене принято в суд 21 сентября 2022 года лично от Долзатмаа А.Э.

Указывая на пропуск срока на обращение в суд с настоящим иском, Избирательная комиссия Республики Тыва ссылается на необходимость применения правил исчисления сроков, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

Пленумом Верховного Суда РФ 31 марта 2011 принято Постановление N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Названное Постановление принято в период действия главы 26 ГПК РФ "Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая утратила силу с 15 сентября 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации". С 15 сентября 2015 г. производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации осуществляется в порядке административного судопроизводства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, включая главу 24. Вместе с тем, указанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 не отменено, не действующим не признано, в связи с чем его разъяснения подлежат применению при разрешении соответствующих споров.

Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 разъяснено, что статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (введенной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ.

Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены процессуальным законом.

В настоящем случае правила исчисления сроков установлены статьями 92, 93 КАС РФ, согласно которым процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ; процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 КАС РФ; течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало; процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

С учетом указанных правил исчисления сроков, административный иск на протокол УИК № «Таежный» от 11 сентября 2022 года подан в суд 21 сентября 2022 года за вх. №, то есть подан в установленный законом десятидневный срок. Указание Избирательной комиссии Республики Тыва на необходимость исчисления указанного срока, включая день вынесения оспариваемого решения, основано на ошибочном понимании положений действующего законодательства.

Согласно ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ст. 1 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 N 781 ВХ-1 (ред. от 03.06.2022) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" выборы депутатов представительного органа муниципального образования (местного Хурала представителей), выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования, если выборы указанного должностного лица предусмотрены уставом муниципального образования) осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (далее - выборы).

В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ позволяет суду отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (Постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).

Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 20 июля 2022 года № назначены досрочные выборы Хурала представителей муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» шестого созыва на 11 сентября 2022 года с сокращением сроков осуществления избирательных действий на одну треть.

Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 5 августа 2022 года № Долзатмаа А.Э. в тот же день зарегистрирована кандидатом в депутаты Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва по одномандатному избирательному округу Школьный № в порядке самовыдвижения.

Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 5 августа 2022 года № кандидатом в депутаты Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва по одномандатному избирательному округу Школьный № зарегистрирована Август-оол Л.М. .

Из протокола участковой избирательной комиссии от 11 сентября 2022 года об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Школьный одномандатный избирательный округ № избирательного участка № следует, что число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования 100, число действительных избирательных бюллетеней – 50. За Август-оол Л.М. отдано 36 голосов, за Долзатмаа А.Э. – 14 голосов. Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – 0.

Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 11 сентября 2022 года № определены результаты досрочных выборов в одномандатном избирательном округе Школьный № Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва, которым выборы признаны состоявшимися и действительными, депутатом Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва по одномандатному избирательному округу Школьный № избрана Август-оол Л.М. , получившая наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 11 сентября 2022 года № досрочные выборы Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва признаны состоявшимися и действительными.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданий проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Доводы Долзатмаа А.Э. о том, что в дни проведения голосования открыто велись агитационные работы с призывом голосовать за кандидатов партии «Единая Россия» суд признает голословными и недоказанными. Административным истцом доказательств нарушения избирательного законодательства РФ в период избирательной кампании в судебное заседание не было представлено. Из фотографии, представленной в судебном заседании, установить факт нарушения избирательного законодательства РФ в период избирательной кампании, не представилось возможным, в связи с чем судом данная фотография была возвращена. Доводы административного истца о том, что кандидат Август-оол Л.М. использовала свое служебное положение при проведении выборов не нашли подтверждения, существенных доказательств административным истцом не представлены. Доводы о том, что имелись избиратели без паспортов и которые приняли участие в выборах, суд также считает их голословными. Сведений о том, что граждане - избиратели обращались в ТИК Тере-Хольского района или УИК с сообщением, заявлением об изменении сведений указанных в списке избирателей, о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей по округу Школьный № не поступали и не обжаловались.

Далее, 31 августа 2016 г. ЦИК России приняла постановление N 45/453-7, согласно которому отдельные технологии видеонаблюдения и трансляции изображения, в том числе в сети Интернет, на выборах и референдумах, проводимых в субъектах Российской Федерации могут применяться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1).

Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 сентября 2012 года N 142/1076-6 в целях обеспечения открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий.

Согласно п. 1.1.5. Постановление ЦИК России от 26.09.2012 N 142/1076-6 "О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации" средства видеонаблюдения применяются при проведении выборов, референдумов, голосований по отзыву (далее - выборы), проводимых на территории Российской Федерации, по решению избирательной комиссии, организующей выборы, комиссии референдума, организующей референдум, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляющей подготовку и проведение голосования по отзыву.

Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы и сопоставив их с содержанием Порядка, по доводу административного истца об отсутствии системы видеонаблюдения помещения УИК, суд установил, что избирательная комиссия, организующая выборы – ТИК Тере-Хольского кожууна вправе самостоятельно решать вопрос применения средств видеонаблюдения.

По доводу административного истца о том, что ТИК Тере-Хольского района является несменяемой комиссией, со времен образования района, суд в данной части нарушений законодательства о выборах не установил, так как согласно пункту 7 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 10 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

Согласно частям 3, 4, 5 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (часть 3).

С учетом приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела не установлено фактов совершения членами участковой избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Школьный одномандатный избирательный округ № избирательного участка № действий, которые могли привести к неблагоприятным последствиям, а именно, к невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Указание на то, что когда она пришла голосовать в УИК № «Таежный», в помещении находились только члены УИК, которым она не доверяет, суд считает голословным, так как Долзатмаа А.Э., как кандидату, была предоставлена возможность присутствовать при проведении голосования, так и при подсчете голосов. Право присутствия при проведения голосования её доверенных лиц также не нарушалось, препятствий в осуществлении административным истцом полномочий кандидата в депутаты судом не установлено, что подтверждается материалами дела.

Ссылка административного истца на то, что после ознакомления с книгой выдачи бюллетеней избирателям у неё возникли сомнения в честности проведения голосования не обоснованы какими-либо достоверными доказательствами.

Состоявшиеся на территории местного самоуправления выборы депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва проведены путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, следовательно, являются результатом выражения воли населения данного муниципального образования и не могут быть отвергнуты на основе лишь доводов административного иска, поскольку представляют собой наиболее демократический способ реализации избирательного права.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены протокола УИК № «Таежный» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва, оснований для признания недействительными результаты выборов, оснований для отмены решения участковой избирательной комиссии № «Таежная» об итогах голосования по Школьному избирательному округу № в досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва.

В свою очередь несогласие административного истца с решением участковой избирательной комиссии № «Таежная» связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования на избирательном участке, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.

Исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                 ░-░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-277/2022 ~ М-315/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора Ондар А.Ч.
Долзатмаа Айлаш Эрес-ооловна
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Тере-Хольского района
Другие
Август-оол Людмила Монгушовна
Центральная избирательная комиссия Республики Тыва
Судья
Сымчаан Сай-Суу Сергеевна
Дело на сайте суда
tere-holskiy--tva.sudrf.ru
21.09.2022Регистрация административного искового заявления
21.09.2022Передача материалов судье
22.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2022Дело оформлено
29.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее