50RS0004-01-2023-001291-17
№2а-1063/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 12 мая 2023 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:Председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.
При секретаре судебного заседания Васильевой В.А.
С участием представителей административного истца по доверенности Гамалей И.А., представителя административного ответчика по доверенности Рыжовой М.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельникова С. В. к администрации Волоколамского городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности,
Установил:
Мельников С.В. обратился в суд с административным иском к администрации Волоколамского городского округа <адрес>, просит признать незаконным решение администрации Волоколамского городского округа <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от ДД.ММ.ГГГГ №Р№ обязать административного ответчика отказать Мельникову С.В. Государственную услугу «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 8409 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, Волоколамский городской округ, р.<адрес> в установленном порядке, ссылаясь на то, что отказ является незаконным, поскольку сведения о санитарной-защитной зоне в пределах кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. В соответствии с решением Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Волоколамского городского округа <адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2». Градостроительными регламентами для данной территориальной зоны установлены предельные максимальные размеры земельных участков с основным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», площадь которых не может превышать 50000 кв.м.
В судебное заседание административный истец не явился. Представитель административного истца по доверенности Гамалей И.А. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Рыжова М.М. в судебном заседании просит в удовлетворении административного иска отказать.
Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельников С.В. через портал Государственных услуг обратился в администрацию Волоколамского городского округа <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 8409 кв.м., с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка.
Решением администрации Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р№, Мельникову С.В.отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги, в связи с тем, что согласно сводной информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, испрашиваемый земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов. Предоставленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса российской Федерации, представленная конфигурация земельного участка площадью 8409 кв.м. позволяет сформировать несколько земельных участков.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ)
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: снованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 478-ФЗ)
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен в пункте 5 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
Исходя из положений пунктов 5.1, 5.6 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. При этом санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.
В обоснование отказа административным ответчиком представлено заключение комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях. Между тем, в данном заключении имеется оговорка, согласно которой сведения о расположении земельного участка в санитарнозащитной зоне подлежат уточнению.
В качестве источника информации о расположении земельного участка в санитарно-защитной зоне в указанном заключении указан Генеральный план Волоколамского городского округа <адрес>, утвержденный решением Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором также указано, что информация по санитарно-защитным зонам приводится в материалах генерального плана в справочных целях и не является утверждаемой.
Согласно пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны лишь отображаются на картах генерального плана соответствующего муниципального образования в составе материалов по его обоснованию и должны быть установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, как относящиеся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Границы зон с особыми условиями использования территорий отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки (части 2, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление же санитарно-защитных зон отнесено положениями СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (пункты 4.2, 4.3) к компетенции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (для промышленных объектов и производств I и II классов опасности), Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры).
При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Едином государственном реестре недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
В силу части 8 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до ДД.ММ.ГГГГ одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 данной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 названной статьи).
Вопреки требованиям пунктов 3 и 4 части 9 и части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено доказательств об установлении санитарно-защитной зоны с соблюдением названных нормативных положений, не указан конкретный промышленный или иной объект либо производство, для которых в указанном случае установлена санитарнозащитная зона.
В оспариваемом решении не имеется ссылки на решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении санитарно-защитной зоны, также не указано наименование объекта санитарной охраны и класс его опасности в соответствии с санитарной классификацией, что не позволяет прийти к выводу о нахождении испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне.
В соответствии с решением Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Волоколамского городского округа <адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2». Градостроительными регламентами для данной территориальной зоны установлены предельные максимальные размеры земельных участков с основным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», площадь которых не может превышать 50000 кв.м. Испрашиваемый земельный участок не превышает установленный предельный размер.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства, подлежит признанию незаконным. В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым возложить на администрацию Волоколамского городского округа <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Мельникова С.В.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ №░№
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №░№
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░