Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-80/2024 (2а-1582/2023;) ~ М-1188/2023 от 07.09.2023

Дело №2а-80/2024 (2а-1582/2023) 11RS0004-01-2023-002133-18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми

в составе судьи Васёвчик Е.П.

при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 06 марта 2023 года административное дело по административному иску ГВЮ о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении,

установил:

ГВЮ. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в размере 500 000 руб. В обоснование требований административный истец указал, что отбывал наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми с **.**.** по **.**.**. При этом качество питьевой воды не соответствовало требованиям, предъявляемым к питьевой воде, т.к. она имела желтый цвет, вкус и запах болотной жижи, что подтверждается представлением №...-р от **.**.** главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭМ ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Административный истец был вынужден употреблять непригодную воду, имеющую отталкивающие органолептические свойства, содержащую в своем составе свыше предельно-допустимой концентрации таких веществ и соединений как: железо, аммиак, цинк, мышьяк. Гилёв В.Ю. убежден, что длительное потребление некачественной воды привело к необратимым негативным изменениям в его организме. Данное обстоятельство причинило ему душевные, морально-нравственные страдания, заставляло испытывать чувство униженности и страха. Кроме того, в отряде №... отсутствовало горячее водоснабжение, что также является ненадлежащими условиями содержания. Горячая вода подается в определенные часы, с 09 до 18 час. За причиненные морально-нравственные страдания административный истец полагает разумной и соразмерной компенсацию в размере 500 000 руб.

Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства по месту жительства. В судебном заседании **.**.** посредством видеоконференц-связи на базе УФИЦ ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Гилёв В.Ю. на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

**.**.** Гилёв В.Ю. освобожден условно-досрочно из УФИЦ ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми по постановлению Сыктывкарского городского суда от **.**.**, убыл по адресу: Республика Коми, **********, ул.Печорская, **********.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН по Республике Коми, ФСИН России.

Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие административных ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В судебном заседании **.**.** представитель административных ответчиков ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми, ФСИН России Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Горводоканал», ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, администрация МР «Печора», КУМС МР «Печора».

Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Из обстоятельств дела следует, что **.**.** административный истец Гилёв В.Ю. осужден Вуктыльским городским судом Республики Коми п. «б» ч.3 ст.228.1, ст.64, 228 ч.1, ст.69 ч.3 УК РФ к лишению свободы на срок 5 лет 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

**.**.** Гилёв В.Ю. прибыл в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми из СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.

**.**.** Гилёв В.Ю. убыл из ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, освобожден по апелляционному постановлению Верховного Суда Республики Коми от **.**.** на основании ст.80 УК РФ в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы сроком на 1 год10 месяцев 24 дня принудительным работам на срок 1 год 10 месяцев 24 дня с удержанием 10% заработной платы в доход государства. Убыл в УФИЦ при ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. Поступил в УФИЦ ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми **.**.**.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Гилёв В.Ю. указал на конкретные нарушения, которые, по его мнению, были допущены администрацией ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, а именно: наличие некачественной питьевой воды, отсутствие горячего водоснабжения в отряде №....

Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 УИК РФ предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Водообеспечение на объекты ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми осуществляется их трех скважин.

Согласно протоколам результатов анализа проб воды ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми имеется незначительное превышение показателей железа, остальные показатели в норме.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Печоре от **.**.** окончено фактическим исполнением исполнительное производство в отношении ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о приведении питьевого водоснабжения в соответствие с нормативами СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24 от 26.09.2001 (решение Печорского городского суда №2-376/2012).

Для улучшения вкусовых качеств воды (на питьевые нужды осужденных и приготовление пищи) в июне 2012 года специализированной организацией ООО «Аква-Плюс» в столовой жилой зоны установлено водоочистное оборудование «Гейзер» согласно договору №... от **.**.** и №ДК 160 от **.**.**, очищающее воду от посторонних примесей.

Ежеквартально с момента установки станции водоочистки производится забор проб воды для проведения анализов на соответствие химических и бактериологических показателей воды, согласно договорам, заключенным между ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми и МУП «Горводоканал». Согласно предоставляемым протоколам испытаний проб воды на соответствие СанПиН после очистки воды все показатели в норме.

Во всех общежитиях ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми установлены баки для питьевой воды. Данной водой (для питьевых нужд) пользуются все осужденные без ограничения. В общежития отрядов питьевая очищенная вода доставляется ежедневно. Осужденным также разрешено пользоваться фильтрами для очистки воды и набирать воду в столовой жилой зоны в имеющиеся пластиковые емкости для личного пользования.

Предписанием №...-ПР от **.**.** филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России предложено ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми в срок до 2018г. принять меры по обеспечению доброкачественной питьевой водой, отвечающей требованиям СанПиН 2.**.**.**-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» всех объектов учреждения.

Ссылка административного истца на предписание 99-ПР от **.**.** не свидетельствует о том, что осужденным предоставляется некачественная питьевая вода, поскольку для обеспечения доброкачественной питьевой водой, для улучшения ее вкусовых качеств с 2012г. в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми установлено водоочистное оборудование «Гейзер», мощность (производительность) которого позволяет обеспечить питьевой водой всех осужденных, а также деятельность столовой, качество воды после очистки соответствует требованиям санитарного законодательства.

При таких обстоятельствах оснований считать право административного ситца нарушенным не установлено, оснований для взыскания компенсации в порядке ст.227.1 КАС РФ не имеется.

Доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения также не нашли в ходе судебного разбирательства своего подтверждения.

Согласно справке ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми подача горячего водоснабжения осуществляется от централизованной котельной для собственных нужд с 06:00 до 20:00 ежедневно.

Как следует из письменного отзыва ответчика и представленных документов, исходя из технических особенностей котельной учреждения, нагрев горячей воды осуществляется в ночное время, посредством нагревания воды в емкости объемом 40 м3. В дневное время данный объем воды расходуется исходя из потребностей учреждения (подача в общежития, БПК, столовую и запираемые помещения). В ночное время происходит перекрытие подачи горячей воды в целях нагрева в емкости на следующий день.

Таким образом, горячее водоснабжение по централизованной системе поступает во все отряды ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.

Согласно распорядку дня, установленному для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми административный истец имел возможность в полной мере пользоваться горячим водоснабжением по своему усмотрению в период времени с 06:00 до 20:00.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от **.**.** №.../пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».

Пунктом 19.2.1 данного Свода правил предусмотрено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

В соответствии с п.19.2.5 Свода правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Решением Печорского городского суда по делу №... от **.**.** удовлетворен иск Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оборудовании помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением; на ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить горячим водоснабжением умывальное помещение отряда №... участка колонии-поселения, умывальное помещение отряда №... строгих условий отбывания наказания, а также все камеры здания ШИЗО/ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины и т.д.), в соответствии с требованиями п.19.2.1 и п.19.2.5 СП «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от **.**.** №.../пр, и в соответствии с требованиями СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также требованиями действующих нормативных документов, в том числе п.8.1.1 СанПиН 2.**.**.**-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от **.**.** №.... Решение вступило в законную силу.

Нарушение материально-бытовых условий содержания административного истца в исправительном учреждении в связи с отсутствием горячей воды не установлено, отсутствие горячего водоснабжения обусловлено ранее действующей инструкцией 130-ДСП.

Таким образом, оснований для взыскания компенсации в порядке ст.227.1 КАС РФ по данному основанию также не имеется.

На основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Нарушений установленных законом требований содержания административного истца в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми суд не усматривает.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Применение указанной нормы закона предполагает наличие как общих условий деликтной ответственности, таких как наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательств причинения административному истцу морального вреда или вреда здоровью вследствие каких-либо неправомерных действий ответчиков судом не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Гилёва В.Ю.

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.178 КАС РФ).

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

решил:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░-49 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░) ░░░░░░░░.

    ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.03.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-80/2024 (2а-1582/2023;) ~ М-1188/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гилёв Вячеслав Юрьевич
Ответчики
УФСИН России по РК
ФСИН России
ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК
Другие
МУП "Горводоканал"
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ООО "Центр экологического партнерства"
Администрация МР "Печора"
Комитет по управлению МС МР " Печора"
ЦГСЭН МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Васёвчик Евгения Петровна
Дело на сайте суда
pechora--komi.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация административного искового заявления
08.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее