Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-108/2020 ~ М-7/2020 от 14.01.2020

Дело № 3а- 108/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 февраля 2020 года                                                            г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Ленковского С.В.,

с участием представителей:

административного истца Калининского районного потребительского общества – Чаленко Н.М.,

административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных Чувашской Республики Артемьевой А.В.;

заинтересованного лица Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Львовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калининского районного потребительского общества к Кабинету Министров Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости,

установил:

Калининское районное потребительское общество (далее Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (далее торговый центр, ОКС ) с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 20904 000 рублей.

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что Общество является собственником вышеуказанного ОКС, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2018 года утверждена в размере 33195884,04 рублей. Указанная кадастровая стоимость существенно превышает его действительную рыночную стоимость, которая согласно отчету от 23 декабря 2019 года № №, выполненному индивидуальным предпринимателем Галкиным А.П., составляет 20904000 рублей, что ведет к нарушению прав Общества как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель административного истца Калининское районное потребительское общество – Чаленко Н.М. административный иск поддержала.

Представитель Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Артемьева А.В. не возражала против удовлетворения иска, поддержала отзыв, представленный в письменном виде.

Заинтересованное лицо заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание представил письменное сообщение, из которого следует, что он не возражает против удовлетворения административного иска и просит рассмотреть административное дело без участия указанной службы.

Заинтересованное лицо - представитель администрации Вурнарского района Чувашской Республики Павлова М.М. представила в суд письменное сообщение, согласно которого не возражает против удовлетворения административного иска, просит административное дело рассмотреть без участия представителя администрации.

Заинтересованное лицо - представитель Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республике Васильев С.В. не возражал против удовлетворения иска, поддержал отзывы, представленные в письменном виде.

Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что не возражает против административного иска, разрешение иска оставляет на усмотрение суда. Согласно распоряжению председателя Кабинета Министров Чувашской Республики поручает Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республике назначить представителя Кабинета Министров Чувашской Республики.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке») в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №274-ФЗ.

В силу части 3 статьи 6 указанного выше Закона государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;

утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 7 данного Закона определение кадастровой стоимости объектов недвижимости возложено на бюджетное учреждение, которое несет ответственность за деятельность, связанную с определением стоимости, а в соответствие статьи 15 уполномоченный орган субъекта утверждает содержащиеся в отчете результаты.

В соответствие с частью 1 статьи 22 данного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Аналогичное право указанных лиц закреплено в части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Согласно разъяснениям, данным в п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2016 года №391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики. По результатам проведенных работ указанным учреждением составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 г. №457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу 01.01.2019 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики.

Тем самым надлежащими административными ответчиками по заявленным административным истцом требованиям являются Кабинет Министров Чувашской Республики и БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики.

Как видно из материалов дела Калининское районное потребительское общество является собственником объекта капитального строительства нежилого здания с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 декабря 2019 года № № кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01. 2018 года составляет 33195884,04 рублей. Сведения о кадастровой стоимости объекта в Единый государственный реестр недвижимости внесены 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 01.01.2019 года.

Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество юридических лиц.

В силу положений статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Административный истец в соответствии с положениями ст.ст.399, 400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество юридических лиц, тем самым результаты определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства влияют на его права и обязанности как плательщика налога.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Понятие кадастровой стоимости определено в статье 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

На основании части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В обоснование своих требований административный истец представил суду отчет об оценке от 23 декабря 2019 года № №, согласно которого рыночная стоимость спорного объекта составляет 20904000 рублей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Административные ответчики, а также заинтересованные лица удовлетворение предъявленного искового требования оставили на усмотрение суда, возражений против удовлетворения иска не выразили.

Из письменных отзывов БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики разрешение требований оставляют на усмотрение суда.

Представленный административным истцом отчет подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения.

В отчете проведен анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик применил сравнительный подход, применимый при оценке такого рода объектов капитального строительства, как нежилое административное здание, исходя из положений пункта 22 «в» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611. В рамках сравнительного подхода применил метод корректировок, позволяющий наиболее объективно и достоверно определить рыночную стоимость оцениваемого объекта.

Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.

Оценив указанный отчет, суд, приходит к выводу о том, что методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости капитального строительства с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года в размере 20904 000 рублей ( без учета НДС) сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость здания, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения наличия в отчете нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли были определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой, заявлено не было.

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности требования административного истца.

Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано в суд 13 января 2020 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше объекта Общество в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращалось.

Следовательно датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 13 января 2020 года.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ ) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20904 000 ░░░░░░ ( ░░░ ░░░░░ ░░░).

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ... ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-108/2020 ~ М-7/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калининское районное потребительское общество
Ответчики
БУ Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация"
Кабинет Министров ЧР
Другие
Чаленко Н.М.
Управление Росреестра по ЧР
Администрация Вурнарского района
Министерство юстиции и имущественных отношений ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Ленковский С.В.
Дело на сайте суда
vs--chv.sudrf.ru
14.01.2020Регистрация административного искового заявления
14.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2020Дело оформлено
18.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее